Учитель

Недовольство учителей направили в безопасное русло

{hsimage|На съезде||||}В Министерстве образования Карелии могут быть довольны прошедшим 20 — 21 декабря X съездом учителей Карелии: тлеющее в рядах учительства недовольство удалось направить в безопасное русло обсуждения регионального стандарта профессиональной деятельности педагога. Вспомнилось бессмертное: если не можешь остановить процесс, возглавь его.  

   {hsimage|На пленарном заседании. Участие в съезде приняли 288 делегатов||||}На секциях делегаты высказывались по многим проблемам конкретно и аргументированно, а порой и очень остро: «Пока за нас власть будет решать, что десяти тысяч нам для жизни достаточно, будем жить так, как сейчас!». Однако на заключительном пленарном заседании пожелания к власти звучали с необъяснимо просительной интонацией. Ни один пункт, часто заведомо невыполнимый, не вызывал у министра образования РК Александра Селянина возражения. В том нет необходимости: теперь рабочая группа будет несколько месяцев обсуждать предложения, потом примет на коллегии региональный стандарт, потом появится программа действий, потом начнут принимать муниципальные стандарты… И так до бесконечности.
Удивительно, но голос профсоюза на съезде не был слышен.
— Вы собираетесь выступить на пленарном заседании? — спросила я руководителя учительского профсоюза Карелии Тамару Мешкову.
— Нет. Я спросила, надо ли мне выступить. Сказали, не надо. 
  {hsimage|Замминистра образования РК Геннадий Сараев и психолог Сергей Степанов, директор Павловской гимназии||||}Вообще-то, слово не дают — его берут. Но никто не хочет портить себе нервы и здоровье конфликтами с начальством. Сколько я ни расспрашивала начальника отдела образования Беломорского района Михаила Гордина о ситуации в районе, слышала одно: «У нас все хорошо!» По его утверждению, сельским школам всего хватает. Дошкольные группы при школах, о создании которых сказал в своем послании президент, в Беломорском районе созданы еще в 2000 году. Была недавно проблема с их финансированием, но выбить деньги помогли депутаты. Михаил Яковлевич подобно многим считает, что от людей на местах ничего не зависит, все решается на федеральном уровне.
Судя по тому, что на одной из секций съезда быстрее всего собралась группа сельских педагогов, положение в сельской школе — а их большинство в Карелии — остается напряженным. Вот лишь два суждения:
— Обслуживающий персонал сельских школ должен быть на муниципальном финансировании. А то мы платим уборщицам, водителям, поварам из школьного фонда оплаты труда, и на стимулирующие выплаты учителям ничего не остается.
— С января снимают северные проценты молодым специалистам. Кто же к нам поедет за 4 тысячи работать?
Галину Маккоеву, учителя из Сегежи, тревожит, что директора школ заняты не своим делом:
— Главной задачей для директора должно быть профессиональное совершенствование учителя, а не то, что крыша течет…
Большинство проблем, о которых говорили на секциях учителя, вызваны недостаточным финансированием системы образования. По мнению делегатов, необходимо доплачивать учителю за наставничество, за работу с одаренными детьми и детьми-инвалидами, сделать пенсию достойной, ремонтировать школы без привлечения учителей, частично оплачивать годовой отпуск, который полагается после 10 лет работы. 
На заключительном заседании в адрес учительства было сказано как никогда много лестных слов, встреченных делегатами благодарными аплодисментами.
— Карелия претендует на звание самой образованной республики в России, — уверен губернатор Андрей Нелидов. — Большое вам спасибо за вашу работу. Ваш труд — наше будущее.
{hsimage|Выступление министра образования РК Александра Селянина||||}Сомнительный комплимент прозвучал из уст вице-спикера Законодательного собрания РК, экс-министра образования Галины Разбивной
— Мне рассказывала пряжинская учительница, что даже когда ей навстречу идет пьяный ученик, он ей кланяется!
Накануне съезда мы спросили у известного не только в России ТРИЗ-специалиста, кандидата педагогических наук Аллы Нестеренко, о чем бы она сказала, если бы была делегатом. О большей свободе, ответила она, потому что без этого нет творчества. Педагог — будь то учитель, администратор, воспитатель — не может быть зависимым и несамостоятельным, это несовместимо с профессией. 
Увы, на такую высоту разговора съезд не поднялся. Редкие предложения выйти за узкопрофессиональные рамки не находили ответа. Во время открытия из зала в президиум поступила записка с предложением обсудить на секциях молодежный экстремизм. На тех, где удалось побывать мне и Анастасии Ермашовой, этого не произошло, не прозвучало озабоченности и в меморандуме съезда. Но это делегатов не смутило. В меморандуме одну учительницу русского языка оскорбили, по ее словам, грамматические ошибки в тексте… Министр пообещал провести работу над ошибками.

  • Учитель

    Про съезд.
    Прошел он как-то вскользь и незаметно. Ни подготовки его не чувствовалось, ни последующего обсуждения документов в обществе не наблюдалось. Ощущение такое, что организаторам этой «педагогической тусовки» и нужно было такое невнятное и беззубое мероприятие слепить — «для галочки». Обсуждения актуальных для учительства проблем не получилось (а может, и задачи такой не стояло).
    Про цинизм.
    Ни к чему не обязывающие словесные заявления о важности профессии учителя и полная бездеятельность в улучшении жизни учителя демонстрируют чиновничий цинизм и абсолютную незаинтересованность в образовании и воспитании детей.
    Про ценности.
    Дети — самое ценное, что есть у любого народа, потому что они — его будущее. Учитель, как человек, который каждый день фактически влияет на формирование этого будущего (это так, как бы пафосно оно ни звучало), не должен иметь такую унизительную зарплату (если, конечно, государство заинтересовано в своем будущем). Иначе быстро наступает выгорание. И не только от интеллектуального, физического и психического напряжения, которые являются спутниками учительской профессии, но и от перманентного безденежья и материальной неустроенности. Какой оптимизм? Какое творчество?
    Про престижность профессии.
    Можно сколь угодно долго рассуждать с трибун и заклинать публику о престижности профессии учителя. Не «катит». Престижная профессия так не оплачивается. Это известно даже пятиклассникам. А тем более — выпускникам школ, многие из которых рассматривают педвуз как «запасной аэродром» на случай абитуриентской неудачи. А то, что педвузы берут практически всех, кто принес им документы, и при этом все равно испытывают недобор студентов, тоже ни для кого не секрет.
    Про чувства.
    Очень грустно и тоскливо от этого всего. При слове «школа» горечь наполняет душу. Пишу об этом с болью.
    Про перспективы.
    «Пока в государстве не будут чувствовать себя благополучно учитель, священник и врач, до тех пор государство обречено»(с).

  • Сельский учитель

    [quote name=»корел»]Только всероссийская стачка учителей и других бюджетников может что-то изменить. Или мы так и умрём от голода с мечтой о светлом будущем.[/quote]
    Согласен с вами, зажравшаяся власть слышит и понимает лишь язык силы (которой у нас теперь пожалуй и нет уже)…

  • Леонид

    Вот уроды!Нашли крайних!

  • Н. Мешкова

    Пока вы робко ставите перед властью свои вопросы, она вам готовит новый подарок. Вчера Фурсенко предложил ввести персональную ответственность педагогов за поведение учеников. Это случилось на Госсовете, где речь шла о межнациональных отношениях и подростковых бунтах.
    За свои 8-10 тысяч вы теперь отвечаете за все, что происходит в государстве.

  • Георгий

    Вычитал афоризмы- это точно про наших педагогов:
    ***Школа — место, где шлифуют булыжники и губят алмазы. Роберт Ингерсолл. …
    *** Классы полны милых детей, но свет полон глупых людей. Гельвеций.
    *** Цель средней школы — средний ученик.

    И ведь в точку! Удивляюсь Мешковой: за кого глотку рвете, Наталья?!

  • С.К.

    Рабыни образования- вот как можно назвать современных педагогинь. Никто даже не вышел и пол-слова не сказал, когда Селянин предложил сказать, что наболело. А ведь по углам шушукаются, жизнью недовольны. Но за место свое грошовое ой как боятся!Один чиновник сказал мне:Самые продажные — это педагоги. Вот и сейчас побегут голосовать так, как им прикормленные властью директора скажут. Я-то на это насмотрелся. А еще нас смеют критиковать!

    !

  • Н. Мешкова

    Образование у нас, увы, давно не лучшее в мире. Хватит себя убаюкивать!
    Вот результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) за 2009 год. Россия снова оказалась среди аутсайдеров.
    Исследование PISA направлено на оценку способности 15-летних подростков применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
    В исследовании приняли участие 65 стран мира, в том числе 213 образовательных учреждений из 45 субъектов РФ.
    По уровню читательской грамотности (по определению PISA, это «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни») россияне заняли 41-43 места среди школьников 65 стран. Средний результат наших подростков составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493). А самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся Шанхая (города центрального подчинения Китая), которые, кстати, впервые приняли участие в исследовании PISA в 2009 году: у них — 556 баллов. За ними идут школьники Республики Корея (539 баллов) и Финляндии (536 баллов).
    По результатам исследования математической грамотности Россия тоже среди отстающих. Средний балл российских школьников составил 468 (по странам ОЭСР — 496), что соответствует 38-40 местам в общем рейтинге. Наивысшие результаты показали учащиеся Шанхая со средним баллом 600, Сингапура — 562 балла, Гонконга (Китай) — 555 баллов.
    В области естественно-научной грамотности 15-летние россияне со средним результатом 478 баллов заняли 37-40 места среди школьников 65 стран. В лидирующей группе оказались учащиеся Шанхая со средним баллом 575, Финляндии — 554 балла, Гонконга — 547 баллов.
    Источник: http://ug.ru/archive/38134

  • Н.О.

    Большинству нужен пастух. Что на словах — одно, внутри другое… Тех, кто способен жить без пастуха и знает, как лучше для всех, тех не пригласили. А зачем и кому это нужно, если стадо это устраивает и родителей, похоже, тоже…

  • корел

    Только всероссийская стачка учителей и других бюджетников может что-то изменить. Или мы так и умрём от голода с мечтой о светлом будущем.

  • Делегат

    На съезде после выступления профессора Лебедева замминистра Сараев сказал: «Нарезали вы нам задач…» А вы, наивные, о просвещении, русском языке говорите! Немало открытий на этом съезде сделал, делюсь теперь с друзьями.