Учитель

Недовольство учителей направили в безопасное русло

{hsimage|На съезде||||}В Министерстве образования Карелии могут быть довольны прошедшим 20 — 21 декабря X съездом учителей Карелии: тлеющее в рядах учительства недовольство удалось направить в безопасное русло обсуждения регионального стандарта профессиональной деятельности педагога. Вспомнилось бессмертное: если не можешь остановить процесс, возглавь его.  

   {hsimage|На пленарном заседании. Участие в съезде приняли 288 делегатов||||}На секциях делегаты высказывались по многим проблемам конкретно и аргументированно, а порой и очень остро: «Пока за нас власть будет решать, что десяти тысяч нам для жизни достаточно, будем жить так, как сейчас!». Однако на заключительном пленарном заседании пожелания к власти звучали с необъяснимо просительной интонацией. Ни один пункт, часто заведомо невыполнимый, не вызывал у министра образования РК Александра Селянина возражения. В том нет необходимости: теперь рабочая группа будет несколько месяцев обсуждать предложения, потом примет на коллегии региональный стандарт, потом появится программа действий, потом начнут принимать муниципальные стандарты… И так до бесконечности.
Удивительно, но голос профсоюза на съезде не был слышен.
— Вы собираетесь выступить на пленарном заседании? — спросила я руководителя учительского профсоюза Карелии Тамару Мешкову.
— Нет. Я спросила, надо ли мне выступить. Сказали, не надо. 
  {hsimage|Замминистра образования РК Геннадий Сараев и психолог Сергей Степанов, директор Павловской гимназии||||}Вообще-то, слово не дают — его берут. Но никто не хочет портить себе нервы и здоровье конфликтами с начальством. Сколько я ни расспрашивала начальника отдела образования Беломорского района Михаила Гордина о ситуации в районе, слышала одно: «У нас все хорошо!» По его утверждению, сельским школам всего хватает. Дошкольные группы при школах, о создании которых сказал в своем послании президент, в Беломорском районе созданы еще в 2000 году. Была недавно проблема с их финансированием, но выбить деньги помогли депутаты. Михаил Яковлевич подобно многим считает, что от людей на местах ничего не зависит, все решается на федеральном уровне.
Судя по тому, что на одной из секций съезда быстрее всего собралась группа сельских педагогов, положение в сельской школе — а их большинство в Карелии — остается напряженным. Вот лишь два суждения:
— Обслуживающий персонал сельских школ должен быть на муниципальном финансировании. А то мы платим уборщицам, водителям, поварам из школьного фонда оплаты труда, и на стимулирующие выплаты учителям ничего не остается.
— С января снимают северные проценты молодым специалистам. Кто же к нам поедет за 4 тысячи работать?
Галину Маккоеву, учителя из Сегежи, тревожит, что директора школ заняты не своим делом:
— Главной задачей для директора должно быть профессиональное совершенствование учителя, а не то, что крыша течет…
Большинство проблем, о которых говорили на секциях учителя, вызваны недостаточным финансированием системы образования. По мнению делегатов, необходимо доплачивать учителю за наставничество, за работу с одаренными детьми и детьми-инвалидами, сделать пенсию достойной, ремонтировать школы без привлечения учителей, частично оплачивать годовой отпуск, который полагается после 10 лет работы. 
На заключительном заседании в адрес учительства было сказано как никогда много лестных слов, встреченных делегатами благодарными аплодисментами.
— Карелия претендует на звание самой образованной республики в России, — уверен губернатор Андрей Нелидов. — Большое вам спасибо за вашу работу. Ваш труд — наше будущее.
{hsimage|Выступление министра образования РК Александра Селянина||||}Сомнительный комплимент прозвучал из уст вице-спикера Законодательного собрания РК, экс-министра образования Галины Разбивной
— Мне рассказывала пряжинская учительница, что даже когда ей навстречу идет пьяный ученик, он ей кланяется!
Накануне съезда мы спросили у известного не только в России ТРИЗ-специалиста, кандидата педагогических наук Аллы Нестеренко, о чем бы она сказала, если бы была делегатом. О большей свободе, ответила она, потому что без этого нет творчества. Педагог — будь то учитель, администратор, воспитатель — не может быть зависимым и несамостоятельным, это несовместимо с профессией. 
Увы, на такую высоту разговора съезд не поднялся. Редкие предложения выйти за узкопрофессиональные рамки не находили ответа. Во время открытия из зала в президиум поступила записка с предложением обсудить на секциях молодежный экстремизм. На тех, где удалось побывать мне и Анастасии Ермашовой, этого не произошло, не прозвучало озабоченности и в меморандуме съезда. Но это делегатов не смутило. В меморандуме одну учительницу русского языка оскорбили, по ее словам, грамматические ошибки в тексте… Министр пообещал провести работу над ошибками.