Учитель

Мост над пропастью

{hsimage|Фрадковские чтения собирают молодых учителей Карелии ||||} Перефразируя утверждение одного политика, что парламент не место для дискуссий, можно с уверенностью сказать:  Фрадковские чтения как раз  место для дискуссий! Молодые учителя просто заряжены на полемику, их будоражит ситуация выбора и не страшат трудности. Про таких говорят:  при виде пропасти они представляют не бездну, а  мост через нее.
11 – 12 октября в пятый раз в Петрозаводске прошли Фрадковские педагогические чтения, на которые по традиции собираются молодые учителя республики. На сей раз их было 75. Двухдневная научно-практическая конференция проходила в  Институте  повышения квалификации работников образования. Прошла она не  без накладок, особенно в первый день,  но в целом  получилась. Я бы выделила в чтениях несколько сюжетов.

Воспоминания о  будущем

Ректор Института  повышения квалификации работников образования Людмила Ковру, открывая чтения, говорила о том, что в истории педагогики многие ответы  на вопросы, волнующие начинающих учителей, уже  получены. Надо только захотеть их узнать. В ряд великих педагогов, таких как Сухомлинский и Корчак, Людмила Ковру поставила Исаака Самойловича Фрадкова.
{hsimage|Людмила Ковру открывает чтения ||||} Презентация с участием  коллег и учеников И.С. Фрадкова как раз и призвана была познакомить с идеями и наследием И.С. Фрадкова. Называлась она очень точно "Воспоминания о будущем", потому что Фрадков опережал свое время на десятилетия.
 
Во все века непросто прометеям  –
Тем, кто упорно «думает вперёд»…
Их подлинным масштабам, их идеям
Ох, как не сразу «настаёт черёд»!..
Эти строчки Ларисы Шицель нашли подтверждение в выступлениях коллег великого педагога, который  создавал в школе № 9 в начале 60-х (!) классы программистов, открывал первые в Карелии учебно-производственные комбинаты, Республиканскую школу-клуб для одаренных детей, был автором многих других начинаний, среди которых и создание газеты "Лицей".
 
Идеи Фрадкова мы теперь  встречаем в президентской программе «Наша новая школа».
Директор Национального музея РК, кандидат педагогических наук  Михаил  Гольденберг вспомнил 15 ноября 1992 года, когда открывалась  Республиканская школа-клуб для одаренных детей (Школьная академия):
— «Когда всё вокруг закрывают, мы открываем», — сказал тогда Исаак Самойлович. Не хватает сейчас в Карелии его голоса, который звучал невзирая на чины, не хватает его откровенности.  Фрадков не боялся никого и ничего. Он слышал время, понимал, что России, Карелии нужны интеллектуально развитые люди. Ребенок родился в Хийденсельге – в этом вся его вина. Школьная академия, в которой учились такие дети,  просуществовала 15 лет. Детям давали основы исследовательской деятельности, они изучали историю не вербально, а чувствовали ее руками. Они подготовили 200 эксклюзивных исторических исследований! Среди выпускников Школьной академии есть доктор наук, кандидаты наук. Сегодня очень не хватает идей, их можно найти у Фрадкова. Может быть, мы недостаточно прислушивались к нему при жизни…

Никто не знает, как надо. И это хорошо!

{hsimage|Алла Нестеренко: "Главное для учителя — свобода"  ||||} Кандидата педагогических наук, доцента кафедры  развития образования российской Академии повышения квалификации Аллу Нестеренко представили как московского гостя, хотя она самая что ни на есть наша: руководит в центре «Ровесник» дистанционным обучением и больше времени проводит в Петрозаводске, чем в столице. И еще она автор нашего интернет-журнала, ведущая раздела «Научно-педагогический вестник», который скоро должен измениться — стать журналом в журнале.
Алла Александровна, выступая с пленарным докладом, так легко говорила об образовательных  стандартах, мысль о которых сейчас  нервирует полстраны, что они казались не страшными, а интересными.
— Никто сегодня не знает, как надо. И это хорошо! – сказала она и пояснила: учитель в такой ситуации просто обязан стать более свободным, иначе по готовым разработкам он не сможет воспитать творческую личность. Позже во время дискуссии, отвечая на вопрос, что ЕГЭ и ГИА оставляют мало места для свободы, Алла Нестеренко сказала: 
 
— Ваши ученики успешно сдадут ЕГЭ, если будут над ЕГЭ.
Мастер-класс Аллы Нестеренко был посвящен организации проектной деятельности на базе дистанционного обучения. В центре «Ровесник» дистанционно обучают 100 детей в год.  Есть среди них уникумы вроде Димы Петухова, который щелкает различные курсы как орешки. Подумали даже, что под этим ником скрывается взрослый человек, но оказалось, Дима вполне реальный четвероклассник из Питкяранты. Сейчас он постигает премудрости курса «Нескучная латынь», который создан для старшеклассников.
Если еще недавно набрать 100 человек было непросто, то сейчас количество желающих обучаться дистанционно превышает возможности центра. Курсов множество, среди них «Мир живой природы», «Человек XXI века», «Фотон» — по дизайну и фотографии.
Когда я посмотрела список курсов, захотелось и самой пройти хотя бы несколько. Создают  их преподаватели центра «Ровесник» — наглядная иллюстрация тезиса «Никто не знает, как надо. И это хорошо!» Полный простор для творчества!

В поисках антивируса

{hsimage|Галина Никишина (слева) и Анастасия Сушкова ||||} Каждый раз на Фрадковских чтениях с особенным интересом жду секции. Хотела посетить все четыре, но, попав на секцию «Гуманитарное образование в школе», которую легко и остроумно вел зав. лабораторией ИПК Валерий Иванович  Черненков, так там и осталась. Но увлекательно было и на других, как я слышала.

У гуманитариев было заметно, что у молодых учителей недостатка в идеях нет.
В стране разгул коррупции? Учитель истории и обществознания Державинского лицея Анастасия Сушкова через программу формирования антикоррупционного мышления прививает своим десятиклассникам … антивирус коррупции.
Люди у нас не могут нормально дискутировать? Яна Алексеева, учитель истории и обществознания Университетского лицея, раз в две недели (!) проводит дискуссионный клуб. Темы не для развлечения: «Война: за что мы воевали?», «Как меня воспитывают мои родители и как бы я воспитывал своих детей». Причем в роли ведущего могут себя попробовать все. Выработаны правила ведения дискуссии, которым не мешало бы поучиться многим завзятым спорщикам, в том числе и на нашем сайте.
Дети не хотят читать классику? Юлия Гаврилова из Спасогубской школы проводит интегрированный урок по «Ромео и Джульетте», на котором дети сами пробуют переводить с английского фрагменты трагедии Шекспира, а потом сравнивают с литературным переводом. Галина Никишина, учитель русского языка и литературы Державинского лицея, несколько раз в год устраивает театрализованные уроки. Вместе с учениками инсценирует «Ревизора», "судит" Хлестакова в присутствии адвоката, судьи, в роли которых сами ученики. Благодаря театрализации уроков, которая позволяет почувствовать себя персонажем классического произведения, дети начинают читать программные вещи внимательно. И вообще начинают читать. Самые любимые произведения у учеников Галины – «Преступление и наказание» и «Война и мир». У некоторых участников секции гуманитариев это вызвало искреннее изумление, им в свое время с учителем литературы явно не повезло.
{hsimage|"Иванова, дай списать!" И к этому можно найти антивирус!||||}Дети не знают историю? Учитель истории Державинского лицея Максим Иванов предлагает альтернативный подход к изучению истории. В учебниках  нет людей, череда войн и катаклизмов, в результате дети вырастают с сознанием, что у России всегда были, есть  и будут враги и войны. Максим убежден, что историю надо изучать через человека, культуру, быт. Знать, почему Малевич написал черный квадрат, по его мнению, важнее, чем помнить, сколько людей участвовало в первой мировой войне. Он надеется, что благодаря новому стандарту у учителя появится свободная часть, возможность реагировать на реалии дня.
— Мой подход выглядит радикальным, но если ничего не менять, мы вырастим квази-патриотов, — говорит он.
 
Любопытно подвели итог работы секции. Максим Иванов и Анастасия Гроссман, учитель истории и обществознания 17-й гимназии, показали сценку с двумя старшеклассниками на контрольной по математике. Вместо решения задач они  вовсю флиртуют. Анастасия пояснила:
 
— Это иллюстрация низкой познавательной активности на уроке, но на секции мы выработали антивирус!
 
***

{hsimage|Во время интерактивного занятия ||||} Обо всем интересном, что было на Фрадковских чтениях,  рассказать просто невозможно. Это блистательный доклад зав. научно-исследовательской лабораторией теории и практики развития сельской школы  Карелии КГПА Зинаиды Ефловой "Молодой педагог в лабиринте  модернизации образования".  Это разговор о науке доктора технических наук Бориса Белашева и выступление кандидата педагогических наук Аллы Витухновской "ИКТ — компетентность учителя". Это обсуждение, каким быть постдипломному образованию:  предложения от  педагогической интернатуры до сетевых курсов. Это  интерактивное занятие «Я — исследователь», которое провела  зав. отделом педагогики и психологии Надежда Максимова и в ходе которого выясняли, у кого из молодых душа лежит к практической работе, у кого к исследовательской.

{hsimage|Надежда Максимова  |right|||} Общим было одно: вместо того, чтобы стенать о погибели всего и вся (что мы так любим делать), молодые учителя под руководством старших коллег вместе строили мост над пропастью. Хорошо, чтобы этого запала им хватило надолго и чтобы власть понимала: исчерпаема даже энергия молодости, если ее не подпитывать.
Подробно работа V  Фрадковских педагогических чтений будет представлена на сайте ИПК.
 
Фото автора