Учитель

Развитие без новой мысли невозможно

 
Прорыв

КостенкоПробита стена молчания. У меня это главное впечатление после окончания «Фрадковских чтений». Казалось бы, почему? Имя Исаака Самойловича Фрадкова носит 9-я школа, директором которой он был 13 лет. О нем пишут – но в основном наша газета. Фрадкова помнят – но лишь ученики и коллеги, которые, увы, стареют, уходят из жизни.
В книге «Школа Фрадкова», вышедшей пять лет назад, впервые были собраны и систематизированы воспоминания о замечательном учителе, его статьи разных лет, неосуществленные проекты. Но педагогическая наука по-прежнему хранила молчание, наследие этого замечательного педагога не было ни изучено, ни осмыслено. Кстати, такая же судьба, похоже, и у других карельских педагогов.
Потому проведенная в начале октября в стенах Института повышения квалификации работников образования Карелии Вторая Республиканская научно-педагогическая конференция «Фрадковские чтения» стала давно ожидаемым прорывом. (Первая два года назад прошла в 9-й школе практически незамеченной). На сей раз собрали около 70 молодых педагогов республики – из Петрозаводска и Костомукши, Сегежи и Олонца, Лоухского района и Медвежьегорска, Суоярви. 

Их увлеченность своим делом, искреннее желание изучать опыт, искать новое, наконец горящие глаза и прекрасные молодые лица придали Чтениям тот накал, который так был свойственен самому Фрадкову, и без которого они стали бы очередным «мероприятием».
«Фрадковские чтения» поддержали Министерство образования Карелии и Институт повышения квалификации работников образования. Министр Александр Селянин сказал на открытии:
– Это знаковое событие для нашей системы образования. Принципиально важно, что мы собрали молодых педагогов: дальнейшее развитие без новой мысли невозможно.
Не случайно идея собрать молодых связана с именем Фрадкова. Об этом говорила его дочь, кандидат биологических наук, заместитель директора по научно-методической работе школы № 9 Людмила Фрадкова:
– Становление молодого педагога было одной из главных забот Исаака Самойловича. Он думал о том, как привлечь их в школу, помочь раскрыться. Считал, что молодой учитель должен быть исследователем, ищущим новые пути.
Эмоциональным зарядом к Чтениям послужил фильм, подготовленный ГТРК «Карелия». Он дал возможность увидеть живого Исаака Самойловича и услышать его страстное слово, обращенное, казалось, и к сидящим в зале молодым учителям.

Идеи претворял на практике

Проректор ИПК Ольга Костенко в своем выступлении напомнила, зачем нужно изучать наследие педагогов – чтобы не изобретать велосипед, чтобы увидеть тенденции российского образования. И сама показала пример, сделав блестящий анализ педагогической практики Исаака Самойловича Фрадкова:
– Когда знакомишься с его работами, понимаешь, насколько он был одарен интуицией. Исаак Самойлович сумел на практике осуществить идеи того времени. Молодым директором он ввел в школе новый учебный план, соединив обучение с производительным трудом. С одной стороны, была создана кабинетная система на высоком научном уровне, с другой – система договоров с ведущими предприятиями Петрозаводска, благодаря чему ученики получали рабочую специальность. В это же время в школе закладываются основы дифференцированного обучения. Каждого педагога 11-2007a.jpgФрадков настраивал на совершенствование, думал о том, как сделать обучение доступным и качественным. Причем, индивидуализацию обучения он начинал с трудных детей, знал проблемы в обучении каждого из них. Искал пути для их социализации, создан был даже отдельный учебный план для класса трудных. Школа отличалась хорошо организованным самоуправлением. Ученики были членами педсовета, участвовали в принятии решений, а не просто в их обсуждении. Сегодня этого нет. В школе действовали Молодежный боевой отряд, который следил за порядком в микрорайоне, открывались трудовые лагеря, поддерживались ученические инициативы. Была создана ситуация, при которой дети не готовятся к жизни, а живут. 9-я школа стала образцом для многих других школ.
Фрадков, продолжала Ольга Костенко, был первопроходцем и в последующие годы. Он создавал в 1974 году первый в Карелии учебно-производственный комбинат, в 1981-м – первый в Карелии центр профориентации. В результате в нашей республике раньше, чем в России, сложилась система профориентации. В 1987 году стал одним из создателей лицея № 1. Остались нереализованными идеи национальной школы, школы для трудных детей.
– В наследии Фрадкова есть много идей, которые надо изучать, если мы хотим реально работать с детьми, – убеждена Ольга Костенко.

Люди одной группы крови

В четырех секциях «Фрадковских чтений» молодые учителя обменивались опытом, представляли компьютерные презентации своих уроков и находок, дискутировали.
Всего второй год работает учителем информатики в петрозаводской школе № 3 Екатерина Радькова. Программа «Учебный бизнес» нацелена на то, чтобы обучать подростков технологиям, которые пригодятся в реальной жизни. Ученики уже создали школьный сайт, открыли веб-представительство в двух детских садах. По программе на третьем этапе они должны научиться продавать свои услуги, что вызвало неоднозначную реакцию у коллег.
– Это хорошо, что дети учатся работать с сайтом. Но получается, деньги – это наше всё. У вас не хватает главного – духовной составляющей, – засомневался учитель истории Максим Иванов из Державинского лицея. И услышал ответ:
– Дело не в деньгах. Может, мы никогда и не выйдем на третий этап, но ребята приобретают знания, профессиональную ориентацию.
Поразил один факт, прозвучавший в выступлении учительницы иностранного языка, работающей в школе пятый год. Из 30 ее сокурсников по КГПУ в школе работают всего четверо. По ее словам, в школу молодых может привлечь не только материальная сторона, но и благоприятные условия для работы, возможности для творческого развития, общественная работа (!), участие в Интернет-проектах.
Впечатлило выступление Ольги Ботько, учителя русского языка и литературы сегежской школы № 6. Она создала собственную программу подготовки к написанию части С ЕГЭ по русскому языку, разработала два спецкурса – «Лингвистический анализ художественного текста» и «Комплексный анализ текста». Ольга Ивановна с сильными учениками работает индивидуально, выезжает с ними даже в диалектологические экспедиции. На осенних каникулах проводит для желающих профильные лагеря по русскому языку, собирая более 100 учеников!
– А вам это оплачивают? – спросила я.
Она замялась:
– Да, но недостаточно.
Стало ясно: Ольга Ботько – человек одной группы крови с Фрадковым, которого денежная сторона волновала в последнюю очередь. При этом итог такой самоотверженной работы вызывает уважение: среди учеников Ольги Ивановны только двое получили тройки на ЕГЭ по русскому языку, у остальных – четверки и пятерки.
Капля камень точит

 
Вот отзывы участников «Фрадковских чтений:
– Наконец-то увидел, что есть молодые педагоги! Капля в море, но что-то! Когда знакомишься с новыми идеями, когда видишь столько позитивно настроенных людей, думаешь: в школе нужно оставаться!
– Интересно, что столкнулись разные типы ума – точного и гуманитарного.
– Нужно приглашать студентов на «Фрадковские чтения».
– Они должны быть ежегодными!
Начальник отдела Министерства образования Карелии Александр Морозов подвел итог:
– Здорово, что запустили такое дело. Нужно думать о содержании следующих «Фрадковских чтений».
Подготовка к ним уже началась, сразу несколько молодых учителей пожелали войти в оргкомитет, а некоторые уже предложили темы своих выступлений. Но до сих пор нет Положения о «Фрадковских чтениях». Главная идея – сделать их итогом системной работы с молодыми учителями.
Фото автора
"Лицей" № 11 2007