
«Фрадковские чтения» поддержали Министерство образования Карелии и Институт повышения квалификации работников образования. Министр Александр Селянин сказал на открытии:
– Это знаковое событие для нашей системы образования. Принципиально важно, что мы собрали молодых педагогов: дальнейшее развитие без новой мысли невозможно.
Не случайно идея собрать молодых связана с именем Фрадкова. Об этом говорила его дочь, кандидат биологических наук, заместитель директора по научно-методической работе школы № 9 Людмила Фрадкова:
– Становление молодого педагога было одной из главных забот Исаака Самойловича. Он думал о том, как привлечь их в школу, помочь раскрыться. Считал, что молодой учитель должен быть исследователем, ищущим новые пути.
Эмоциональным зарядом к Чтениям послужил фильм, подготовленный ГТРК «Карелия». Он дал возможность увидеть живого Исаака Самойловича и услышать его страстное слово, обращенное, казалось, и к сидящим в зале молодым учителям.
– Когда знакомишься с его работами, понимаешь, насколько он был одарен интуицией. Исаак Самойлович сумел на практике осуществить идеи того времени. Молодым директором он ввел в школе новый учебный план, соединив обучение с производительным трудом. С одной стороны, была создана кабинетная система на высоком научном уровне, с другой – система договоров с ведущими предприятиями Петрозаводска, благодаря чему ученики получали рабочую специальность. В это же время в школе закладываются основы дифференцированного обучения. Каждого педагога

Фрадков, продолжала Ольга Костенко, был первопроходцем и в последующие годы. Он создавал в 1974 году первый в Карелии учебно-производственный комбинат, в 1981-м – первый в Карелии центр профориентации. В результате в нашей республике раньше, чем в России, сложилась система профориентации. В 1987 году стал одним из создателей лицея № 1. Остались нереализованными идеи национальной школы, школы для трудных детей.
– В наследии Фрадкова есть много идей, которые надо изучать, если мы хотим реально работать с детьми, – убеждена Ольга Костенко.
Всего второй год работает учителем информатики в петрозаводской школе № 3 Екатерина Радькова. Программа «Учебный бизнес» нацелена на то, чтобы обучать подростков технологиям, которые пригодятся в реальной жизни. Ученики уже создали школьный сайт, открыли веб-представительство в двух детских садах. По программе на третьем этапе они должны научиться продавать свои услуги, что вызвало неоднозначную реакцию у коллег.
– Это хорошо, что дети учатся работать с сайтом. Но получается, деньги – это наше всё. У вас не хватает главного – духовной составляющей, – засомневался учитель истории Максим Иванов из Державинского лицея. И услышал ответ:
– Дело не в деньгах. Может, мы никогда и не выйдем на третий этап, но ребята приобретают знания, профессиональную ориентацию.
Поразил один факт, прозвучавший в выступлении учительницы иностранного языка, работающей в школе пятый год. Из 30 ее сокурсников по КГПУ в школе работают всего четверо. По ее словам, в школу молодых может привлечь не только материальная сторона, но и благоприятные условия для работы, возможности для творческого развития, общественная работа (!), участие в Интернет-проектах.
Впечатлило выступление Ольги Ботько, учителя русского языка и литературы сегежской школы № 6. Она создала собственную программу подготовки к написанию части С ЕГЭ по русскому языку, разработала два спецкурса – «Лингвистический анализ художественного текста» и «Комплексный анализ текста». Ольга Ивановна с сильными учениками работает индивидуально, выезжает с ними даже в диалектологические экспедиции. На осенних каникулах проводит для желающих профильные лагеря по русскому языку, собирая более 100 учеников!
– А вам это оплачивают? – спросила я.
Она замялась:
– Да, но недостаточно.
Стало ясно: Ольга Ботько – человек одной группы крови с Фрадковым, которого денежная сторона волновала в последнюю очередь. При этом итог такой самоотверженной работы вызывает уважение: среди учеников Ольги Ивановны только двое получили тройки на ЕГЭ по русскому языку, у остальных – четверки и пятерки.
– Наконец-то увидел, что есть молодые педагоги! Капля в море, но что-то! Когда знакомишься с новыми идеями, когда видишь столько позитивно настроенных людей, думаешь: в школе нужно оставаться!
– Интересно, что столкнулись разные типы ума – точного и гуманитарного.
– Нужно приглашать студентов на «Фрадковские чтения».
– Они должны быть ежегодными!
Начальник отдела Министерства образования Карелии Александр Морозов подвел итог:
– Здорово, что запустили такое дело. Нужно думать о содержании следующих «Фрадковских чтений».
Подготовка к ним уже началась, сразу несколько молодых учителей пожелали войти в оргкомитет, а некоторые уже предложили темы своих выступлений. Но до сих пор нет Положения о «Фрадковских чтениях». Главная идея – сделать их итогом системной работы с молодыми учителями.