Учитель

«В должности учителя восстановить»

У здания Петрозаводского городского суда

«Дело о пощечине», которую учительница  в ответ на грубую брань в свой адрес дала дочери большого чиновника, сегодня завершилось. 

Петрозаводский городской суд восстановил ее на работе. Завтра учитель математики Мария Петровна (имя изменено. — Н.М.) имеет полное право вернуться на работу в 42-ю петрозаводскую школу.

Суть конфликта, вызвавшего огромный общественный резонанс, была изложена в публикации «На грани нервного срыва». Марию Петровну уволили из школы по «аморальной» статье (совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы), — по сути, с волчьим билетом. После 20 лет безупречной работы ее лишили тем самым права впредь работать с детьми.

В декабре в Петрозаводском городском суде прошло предварительное слушание по иску Марии Петровны к школе (см.  публикацию «Аморальная статья»). В нем содержались ее требования о восстановлении на работе, изменении записи в трудовой книжке, взыскании зарплаты и компенсации морального вреда в сумме 10 тысяч рублей.  Ответчик – директор школы Галина Сталевская – иск не признала. Однако на предварительном слушании создалось впечатление, что стороны готовы заключить мировое соглашение как минимум по формулировке увольнения. Судья Кирилл Кипятков сказал тогда сторонам: «Можете после предварительного слушания продолжить переговоры».

Переговоры не увенчались успехом или же их не было вовсе. Можно только догадываться, по какой причине Галина Сталевская решила пойти до конца в своем желании доказать правомочность увольнения Марии Петровны. О грубом нарушении процедуры увольнения говорила в комментарии «Лицею» сразу после случившегося Евгения Макарова, правовой инспектор Карельского рескома профсоюза работников образования. Это и было сегодня доказано в суде с привлечением свидетелей.

Выяснилось, что согласие профкома 42-й школы было получено уже после увольнения! Не было подано, как требует закон, письменной жалобы по инциденту, а комиссию по его изучению назначили! Причем не все ее члены присутствовали при обсуждении случившегося. Понятно, что Мария Петровна в нарушение закона не была ознакомлена ни с письменной жалобой  – ее попросту не было, ни с протоколом служебного расследования.

Судья Кирилл Кипятков и прокурор Наталья Силкина много внимания уделили не только процедуре увольнения, но и обстоятельствам конфликта. Директор Галина Сталевская уверяла суд, что этот класс благополучный, что о каких-то проблемах в нем она не была осведомлена, что девочка, оскорбившая учительницу, не состояла на внутришкольном контроле как другие проблемные дети. А вот родители  учеников этого класса, посещавшие уроки, свидетельствуют о другом: на уроках звучала матерная брань, ученики неуважительно относятся к учителям, ходят по классу во время урока, а в детском коллективе царит «глубокий межличностный конфликт из-за лидерства». И еще такой штрих: директор Галина Сталевская говорила родителям о высоком статусе родителей шестиклассницы, принимала их у себя, минуя классного руководителя.

Прокурор Наталья Силкина в своем выступлении отметила факт нарушения со стороны учителя, однако увольнение возможно только при соблюдении всех норм закона. Она сделала акцент на расхождении в показаниях о процедуре увольнения свидетелей со стороны директора школы. Прокурор высказалась за восстановление Марии Петровны на работе.

Кирилл Кипятков поддержал прокурора и своим решением восстановил Марию Петровну в должности учителя математики 42-й школы. Завтра она может приступать к работе. С 42-й школы в пользу Марии Петровны взыскано 49 тысяч рублей за два месяца вынужденного простоя и компенсация морального вреда в сумме 500 рублей. Школа также оплатит судебные  издержки – 2 тысячи рублей.

… Мария Петровна  сегодня не сказала в суде ни одного слова. Сразу после оглашения решения она разрыдалась…

Сегодня же она намерена подать в администрацию 42-й школы заявление об увольнении по собственному желанию.

Фото автора

 

 

 

 

  • Калмыкова Елена

    Очень рада за учительницу, за то, что не дала посрамить своё честное имя, за то, что не побоялась вступить в борьбу с хамством ученицы, произволом администрации. Обидно за учителей школы, которые, в душе соглашаясь с коллегой,на деле держали рот под замком.
    У меня что-то вроде той же истории. Учеников я не оскорбляла, с родителями поддерживала ровные отношения. Зато меня саму оскорбила администрация школы в лице директора и завуча, ни за что ни про что обозвав «аморальным человеком, которому детей доверять нельзя» и послав на улицу «яйцами торговать». Кто же таких «нравственных» людей на такие должности назначает? После таких оскорблений написала я заявление «по собственному желанию, так как испытываю на на себе давление со стороны администрации» (так и сформулировала), директор подписала. Я после этого неделю на больничном провела, до того давление никогда не скакало. Коллеги в кулуарах поддерживают, но на суд, который в понедельник, никто идти не хочет, хотя не первая я такие оскорбления выслушиваю, не первая заявления пишу. Боимся! Вот так! Потому и оскорбляют, и унижают нас — так ведь так нам, трусам, и надо.

  • Сосед

    Да, Карелия — не Москва с ГД и СФ, там еще имеют вес такие категории как : законность; справедливость; честность.
    Печально только, что в сферу образования вмешивается «смотрящий» по Карелии Али. Именно он в свое время убедил тогдашнего губернатора Нелидова в «нецелесообразности» газеты «Лицей». И газета, на которой воспитывалось несколько поколений Карелии, несмотря на многочисленные протесты и обращения была ликвидирована!!! Именно Али дал отмашку своей команде «петушатников» из мерии и «лейтенанты» Подсадник и Мирошник начали с особым рвением, жестокостью и цинизмом уничтожать одну из продвинутых школ (45) Петрозаводска, где не было платных услуг, где каждый ребенок был востребован. Школу возглавлял педагог- новатор с независим мнением Св.Артемьева ,многочисленные проекты которой и сегодня «живут и побеждают». Резали «по живому», тоже не смотря на протесты общественности, родителей, детей!!! Точно также расправились с опытным педагогом-тризовцем, директором школы №20 Г.Беловой. Уникальным проектом развития этой школы заинтересовались педагоги из районов республики. Но все нарушено!!!
    Кто пострадал от деятельности этих «лейтенантов» — дети. Чьи амбиции были удовлетворены – тех, кто не имеет никакого отношения к воспитанию детей!!!
    Хорошо еще, что всем миром отстояли передел собственности, который Али затеял под видом «оптимизации» спортивных школ города. Но, видимо, это не последняя попытка планомерного захвата власти, тем более, что «око государево» разных уровней проигрывает ему в последних судебных спорах.
    Сегодня действия власть- имущих порой абсолютно безнравственно: Всех нас пытаются убедить в том, что передача одному человеку на 49 лет за копейки огромного торгового комплекса в центре города, который сдается уже совершенно на других условиях, когда миллиарды рублей проплывают мимо республиканского бюджета и оседают на счетах Али – это нормально, это вписывается в нынешнее законодательство. А когда при жесточайшем дефиците казны закрываются сельские школы, обрекая детей на опасность, неудобства и дорожные мытарства – это объясняют оптимизацией.
    Наличие такого ненасытного монстра – беда, с которой надо бороться хирургическими методами, но в соответствии с законом. Это возможно только при наличии желания и политической воли!
    PS. Можно только догадываться, на каком языке разговаривают в семье (…)а, если шестиклассница позволила себе нецензурно высказаться в адрес учителя в присутствии всего класса. Приехали!!!

  • медгора

    Наталья Николаевна,спасибо за публикацию и деликатность в раскрытии темы.
    Поддерживаю позицию Э.Патлаенко — о страхе. И «Рано» прав.
    Мне кажется, проблема в самой системе школьного образования: школа теперь оказывает «услугу», это ужасная позиция — «услуга» — прочно закрепилась сначала в чиновничьих циркулярах, а затем стала привычной для всех участников «образовательного процесса». Учитель оказывает «услугу», ученик превратился в «обучающегося», родители оценивают «услугу», не стесняяесь подчас в выражениях и «шкале» оценки предоставленной услуги. Воспитание — осталось далеко за рамками «услуги».Но дети есть дети, нужно развивать душу прежде всего, а уж потом (или параллельно)впихивать в головы теоремы и даты.Я так думаю…

  • сантари

    и все-таки, хотел бы обратить внимание, что восстановление на работе случилось по «формальным обстоятельствам» в связи с процедурными нарушениями при увольнении.

  • Рано…

    А, что радуемся??? Сейчас учительнице (да именно ей будут мстить). Начальница управления образования дала негласное распоряжение, чтобы эту учительницу не принимали на работу!!! И вы думаете директора пойдут поперек! Ни одна школа не предложила ей работу, хотя в городе куча вакансий!

  • Юлия Свинцова

    Почитала, что учитель оценила свой моральный ущерб в 10 тысяч рублей, а получила по суду 500 рублей. Это тоже о многом говорит.Например, во сколько оценивается залитие соседей, разбитая машина и человеческое достоинство((

  • Юлия Свинцова

    Была четыре года председателем совета трудового коллектива, и тоже есть опыт в этом деле. Большинство или боится, или незнакомы с трудовым кодексом и заранее сложили руки перед несправедливостью.
    Начинали на работе в 2002 году с малого — нам не давали расчётных листков, отпуск разрешали делить только на 2 части, не более, не давали вовремя отпускных,неправильно оплачивали работу по совмещению, администрация тратила фонд материальной помощи, как считала нужным, без учёта мнения профсоюза и трудового коллектива, хотя даже в коллективном договоре было прописано, как правильно это надо делать.Много сил было потрачено, но иногда было достаточно просто раскрыть трудовой кодекс, который тогда — новую редакцию -выучила почти наизусть и показать администрации статью, а ещё лучше и правильнее -изложить это в письменном виде на их имя.И многие вопросы решились. Большинство же людей предпочитает молчать и шептаться между собой(((

    Про Левашовский бульвар на самом высоком уровне мне говорили, что всё решено и заплачены большие деньги.А ведь нарушения в проведении первых слушаний по бульвару были вопиющими, понятными даже непрофессионалу. Депутат О.Залецкая обратилась в прокуратуру, та в суд, и результаты слушаний были отменены.
    Да, судья Емельянова честный человек, да прокуратура проявила смелость и последовательность, да, население было громко возмущено.
    Но пока это всё муссировалось в СМИ, результата, имеющего [b]юридическую[/b] силу не было бы.Вот о чём речь. Пока мы только словесно возмущаемся в комментариях и на форумах, результатов очень мало.
    При обращении в суд лучше, конечно, готовить материал с юристом
    или нанимать адвоката, иначе можно проиграть из-за неосведомлённости, неподготовленности, суд же лишь рассматривает [b]представленные [/b]материалы.
    Ни в коем случае не умаляю смелость и профессионализм судьи и прокурора в этом случае.Радует, что Карелия ещё имеет таких.Но и им проще, когда администрации проявляют наглость и грубое пренебрежение законами, которое, увы, мы им позволили и позволяем своей пассивностью, и проще, когда мы не молчим обречённо и трусливо.

  • Лариса Шицель

    Юлия Свинцова: «…надо стараться действовать в правовом поле,особенно когда так грубо, то ли по незнанию, то ли по наглости нарушены статьи Трудового Кодекса об увольнении. В этом случае победить не так сложно…» Спросите меня, и я расскажу с комическими подробностями, как «несложная» победа отступает перед лживостью и трусостью иных профсоюзных деятелей и беспринципностью «отдельных» судей…
    Складывается впечатление, что всем заправляют «герои» публикации: подобные девочки и их чадолюбивые родители… И радуемся мы именно потому, что этот случай — исключение…

  • Регина

    Отвратительно, но, насколько знаю, девочка не сделала никаких выводов, а значит, их не сделали и ее родители. Не будет удивительным, если они подадут кассационную жалобу. Неужели им непонятно: эту историю надо закрыть для блага их же ребенка! А учителю, конечно, надо уволиться.

  • Юлия Свинцова

    [quote name=»Александр»]насколько все же большая часть образованного карельского общества ограничено мыслит и так сильно не доверяет системе. [/quote]
    Ага, не доверяем системе. Она многие законы так придумала, что не охнуть, не вздохнуть.
    И всё-таки согласна с Вами — надо стараться действовать в правовом поле,особенно когда так грубо, то ли по незнанию, то ли по наглости нарушены статьи Трудового Кодекса об увольнении.В этом случае победить не так сложно.Часто люди сдаются заранее, не сделав никакой попытки к законной защите и сохранению своего достоинства и справедливости.
    Ужасно, что учитель теперь редко образец нравственности, порядочности и пример для учеников.
    Огромное спасибо «Лицею», Наталье Мешковой, сдержанно, внимательно, неотступно и с соблюдением этики дававшей нам информацию по такой сложной во всех отношениях проблеме.
    Увы, почему-то мне видится, что продолжение следует…(

  • Патлаенко Э.Н.

    [quote name=»Юрий Сидоров»]Рад за учителя! Пришел с экзамена, прочитал, легче на душе стало. Как педагог тоже участвовал в обсуждении этого жуткого случая. Недавно по нашему питерскому каналу 100 ТВ была встреча с композитором Сергеем Слонимским (не представителем левой оппозиции, не радикалом, боже упаси!) Так вот, этот известный деятель на вопрос: «Было ли страшно жить при Сталине?», ответил неожиданно и даже сенсационно: «Сейчас жить намного страшнее». Вот и ответ на недоумение читателей об отсутствии поддержки уволенного учителя своими коллегами. СТРАХ! Поразительный феномен: страшно, но выбирают тех, при ком страшно. Это уже к психиатрам вопрос.[/quote]

    Что касается «красного словца» Сергея Михайловича Слонимского,то об этом можно много дискутировать.Что же касается феномена СТРАХА — за это Вам огромное спасибо.Об этом… почти всё творчество Д.Д.Шостаковича!

  • Александр

    В одной из прошлых статей, мною была поднята проблема, что нам недостаточно известны факты этих событий. И призывал решать проблемы в правовых рамках. После чего говорили о подкупности судей и вообще, что я отец девочки…
    Что же, время расставило все по своим местам. Но осадок остался, насколько все же большая часть образованного карельского общества ограничено мыслит и так сильно не доверяет системе. И хотелось бы, чтобы вместо ора и грязных склок и суженых умозаключений, люди больше обращались к логике и к закону, тогда и нервы целы будут, а волки будут сыты.

    Поздравляю учителя, что суд данной инстанции встал на ее сторону! Этот факт подтверждает всю сложность произошедшей истории.

  • Фрадкова Л.

    Обсуждать и возмущаться в кулуарах, и бояться сказать хоть слово публично, это — норма в учительской среде.Более 20 лет сотрудничая со школами, не один раз была этому свидетелем.А сколько уволенных не по закону ушли молча, не попытавшись бороться! Действительно , движет людьми страх, и не только боятся кого-то, боятся быть не такими, как все. Закон среднего.
    Когда наши учителя поймут, что они -огромная сила, которая вправе высказывать свое мнение и влиять на происходящее, мы, может, сдвинемся с мертвой точки.
    Страшное время двойных стандартов.

  • Наталья Мешкова

    Уже не первый раз отвечаю: единственная причина, по которой мы не называем фамилию чиновника, — этическая: речь идет о его дочери, а она несовершеннолетняя. По всем журналистским этическим кодексам в таком случае фамилию публиковать нельзя. Вот если бы писали только о нем, фамилия была бы названа, не сомневайтесь!
    Татьяна Ивановна, спасибо, что Вы пишете под своей фамилией. А то некоторые, прячась за псевдонимами, в чем только не обвиняют нас…

  • Ушакова Татьяна Ивановна

    Давно уже не работаю в школе, но всё, что со школой связано, мне по-прежнему интересно. Очень переживала за учительницу. Счастлива, что человека, отдавшего 20 лет педагогическому труду, восстановили на работе. А вот отца этой девочки следовало бы сместить с должности. Если из своего ребёнка воспитал хамку, то что хорошего может он сделать для города? И пора уже опубликовать фамилию этого семейства. Сказали «а», так скажите и «б». Пусть все узнают имена «героев»!

  • Алексей Конкка

    Вот это и удивительно — правильно подмечено: что — в Петрозаводске нет ответственных и профессиональных людей? Есть конечно! Но почему их вроде и нет? Живут по принципу — не высовывайся, видимо. То есть тот же страх, отмеченный Юрием Сидоровым. То есть даже там, где, казалось бы ничто тебе не угрожает — лучше не высовываться, пусть сами себя защищают. Так что ли? А тебя кто защитит, если с тобой, не дай Бог, подобное случится? Никто. Так до чего же мы дожили?

  • ВМ

    Приятно осознавать, что судья и прокурор достойно и ответственно выполнили свою государственную миссию. Это решение понятно и отражает чаяния большинства петрозаводчан, но думаю, что будет серьезное противодействие заинтересованных групп, в другом исходе.
    Эта история высветила только верхушку айсберга. Проблема имеет глубокие корни. Это абсолютно не нормально : когда коллеги в душе поддерживают учителя, оказавшегося в беде, а внешне боятся проявить свое отношение, что даже такой опытный чиновник , как лидер учительского профсоюза не нашел в себе сил присутствовать на суде, где решалась судьба подопечной коллеги?
    Не « по наслышке» знаком с таким положением в школах и дошкольных учреждениях города. Почему два «лейтенанта из взвода» Л-Ф (как у Сердюкова), создали такую обстановку и предают интересы своих коллег? Кому это выгодно? Это серьезно тормозит решение многочисленных проблем детского воспитания и образования.
    История завершилась…но продолжение следует… Наверно нужно дать всестороннюю оценку поведения в этой ситуации руководителям образования… и родителям имеющий «высокий статус».
    Считаю очень важным – создать такую ситуацию, чтобы появились силы, способные разобраться и исправить положение. Чтобы главенствовало прежде всего: законность ; взаимное уважение; нравственность; профессионализм; честность; солидарность; активная поддержка педагогов – новаторов. Тогда у нас появится перспектива.
    В городе много прекрасных, интересных, творческих, преданных своему делу педагогов. Среди них много молодых!

  • Лариса Шицель

    Очень рада за учителя, за восстановленную справедливость. И особенно радуюсь тому, что в учительских профсоюзах всё же есть порядочные и не трусливые люди! В отличие от профсоюзов культуры…
    И судье с прокурором — виват! Редкий случай в этой среде!..

  • Юрий Сидоров

    Рад за учителя! Пришел с экзамена, прочитал, легче на душе стало. Как педагог тоже участвовал в обсуждении этого жуткого случая. Недавно по нашему питерскому каналу 100 ТВ была встреча с композитором Сергеем Слонимским (не представителем левой оппозиции, не радикалом, боже упаси!) Так вот, этот известный деятель на вопрос: «Было ли страшно жить при Сталине?», ответил неожиданно и даже сенсационно: «Сейчас жить намного страшнее». Вот и ответ на недоумение читателей об отсутствии поддержки уволенного учителя своими коллегами. СТРАХ! Поразительный феномен: страшно, но выбирают тех, при ком страшно. Это уже к психиатрам вопрос.

  • ANNA

    Огромное спасибо за прекрасную новость! Я просто счастлива сегодня! Спасибо Наталье Мешковой за её публикации на эту тему, они помогли добиться справедливости. Я тоже писала свои комментарии в поддержку учителя.

  • Вот как!

    То есть вот как… Печально, уроков-то сегодня и не было, ужасно печально…

  • Наталья Мешкова

    Всего не напишешь в публикации, но вы затронули важную тему — профессиональной солидарности. Были в суде только свидетели да два журналиста. Учителя, большинство из которых на самом деле горячо поддерживают коллегу (не в той части этой истории, что можно давать пощечину ученице, а в том, что надо учителям уметь отстаивать свои права), — так вот, учителя не пришли в суд. Это бы ладно — уроки в это время, но они даже по телефону свою поддержку Марии Петровне не высказывают. Я каждый раз при встрече у нее этим интересуюсь — увы… Уж не говорю о том, что в суде не было лидера городского учительского профсоюза Людмилы Людикяйнен! А ведь речь шла о нюансах процедуры увольнения, о том, как законно противостоять административному диктату, с чем к ней часто обращаются учителя. Но куда там…
    А если бы вы знали, сколько я выслушала за эти два месяца подобных историй, которые не стали общим достоянием! То есть проблема колоссальная, а ее как бы и нет. Надо защищать детей, но надо и учителей в обиду не давать. Мы планируем всерьез обсудить эту тему в нашем журнале, с привлечением профессионалов, чиновников и просто уважаемых людей.

  • Вот как!

    И почему нет этой новости на сайте Центра Развития Образования, на сайте школы, на сайте Управления образования и на других сайтах??? Где солидарность, радость за истинную справедливость, где комментарии наших директоров и заместителей, ау???

  • Вот как!

    Да и какие организации были на суде: кто из коллег по цеху был рядом в этот момент из Петрозаводска или Республики?

  • Вот как!

    Мария Петровна, поздравляем, Вам пришлось многое испытать, но таков ваш жребий. Наталья, вы тоже большая умница!
    Кстати, была ли на суде начальник управления образования (кровопийца, которая ничего не решает, зато умело …. промолчим). Некая Ирина Мирошник, ведь ее тоже нужно как следует вздрючить, мало того что она подставила неопытную директрису, плевалась на совещании директоров о том, что помочь никому не может?

  • Татьяна

    Искренне рада за учителя! И за справедливый суд.
    А вот директор себя показала в «наилучшем» виде. На своем ли месте эта персона?

  • Ксения

    Хоть что-то. решение суда, конечно, не решает проблемы , но хотя бы педагог будет уволен не по статье, да и деньги не лишние.