Ирина Невара на уроках поёт, ошибки учеников не исправляет, проводит ток-шоу и обсуждает фильмы.
В 2012 году Ирина Невара выиграла республиканский конкурс «Учитель года» и вошла в число 15 лауреатов российского «Учителя года».
Уроки без оценок? Ирине Невара на российском конкурсе «Учитель года» в Липецке пришлось долго объяснять жюри, что это такое. Ирина Валерьевна во время таких уроков не оценивает и не исправляет учеников, а выступает как собеседник и старший наставник, поощряя учеников говорить на английском.
Формирование спонтанной речи – самое яркое выражение языковой компетенции. Именно к этому стремится Ирина Валерьевна, которая ждет от своих ребят живой, неодносложной реакции на происходящее. Она учит подростков находить темы для бесед с незнакомыми людьми, стимулирует к говорению при помощи визуальных образов и видеороликов, музыки и пения. Умение общаться – залог успеха в современном мире.
– Самое сложное помочь школьнику заговорить. Одним неосторожным замечанием или оценкой можно все сбить. Как я поступаю? Внимательно слушаю и запоминаю, когда ученик ошибается. Потом в индивидуальном порядке мы прорабатываем моменты, которые вызывают сложности. Во время уроков я не веду никаких специальных записей, не ставлю отметок в журнал — так дети начинают стесняться. Все самое важное записываю сразу же после урока.
По словам Ирины Валерьевны, учиться этому ей пришлось несколько лет. Иногда так сложно удержаться и не сказать: «Мы это только вчера повторяли!». Но по своему опыту знает, что за эту реплику расплатой станет молчание ребенка, на уроке английского просто недопустимое!
Есть у Ирины Валерьевны и еще один секрет: на уроке она поет. На республиканском конкурсе, когда исполнила фрагмент из песни Селин Дион My heart will go on, многие решили, что риск был оправданным на уроке, посвященном столетию гибели «Титаника». К тому же ученики Республиканской школы искусств оценили и то, что учительница спела чисто и правильно.
– У меня нет музыкального образования, но на уроках я иногда пою. Конечно, это всего лишь прием. Я не так уж часто его использую, но это помогает моим ученикам раскрыться, почувствовать язык и запеть вместе со мной.
Вот и на российском конкурсе Ирина Валерьевна буквально на первых минутах после знакомства с ребятами запела. У школьников исчезло напряжение, пропал страх сделать ошибку или сказать что-то не то. На такую открытость они откликнулись всей душой.
На видеозаписи того конкурсного урока видно, что ученики сами ведут ток-шоу. Запланировать подобное можно, но нельзя быть уверенной, что получится — ведь дети не «свои».
— Подход к уроку может быть разным, можно все отрепетировать, но тогда ученики будут только мешать. А можно прожить это время вместе. Бывает, не все получается, но урок будет живой, настоящий.
Именно такие, настоящие и живые, уроки Ирины Валерьевны видела сама, об этом же говорят ее ученики.
Полина Мурашова, выпускница филфака ПетрГУ, вспоминает уроки английского в 40-м лицее у Ирины Невара:
— Мы пели песни, переводили статьи из британских газет, устраивали ролевые игры! Если обращались к ней за помощью, она всегда разъясняла непонятные моменты. Я попала в ее группу в 8 классе и сразу вявились мои пробелы. Ирина Валерьевна великолепно готовит учеников к сдаче ЕГЭ! Все занятия выстроены по четкой схеме, за 45 минут изучается грамматика, прорабатывается лексика, отрабатываются навыки разговорной речи. Ирина Валерьевна — настоящий профессионал. Побольше бы нам таких учителей!
…Урок в 5 классе. Выученную лексику ребята проверяют с помощью кроссвордов. Каждый в качестве домашнего задания получил вариант, составленный одноклассником. Самое интересное, как ребята оценивали друг друга — с осторожностью, выверяя количество ошибок, переспрашивая у Ирины Валерьевны, как быть в трудном случае. С высунутым языком, склонившись над листами, ероша волосы и мусоля косички, дети ставили, может быть, в первый или второй раз отметки друг другу, которые учительница заносила в журнал.
— Заметили, что этот мальчик особенный? Он очень интересный, но может закрыться, если его не поддерживать, — после урока интересуется моими впечатлениями Ирина Валерьевна.
Мне тоже этот парень показался самым интересным и необычным. Вдумчивый, живой, временами забавный и беспокойный — то ручку уронит, то замечтается, а то руку тянет так, что чуть со стула не падает…
— Ему бы сложно пришлось в обычной школе. А здесь таких детей больше! Многие из ребят танцуют, поют, участвуют в театральных постановках. Этим мне и нравится Петровская школа. Она живая! — делится Ирина Валерьевна.
Мы выбрали для разговора школьный кабинет. Кабинет обычный, а школа нет. После победы в региональном конкурсе Ирине предложили новую работу — в Петровской школе, которая находится под одной крышей с Дворцом творчества детей и юношества. Обстановка здесь творческая. Именно этого, по мнению педагога, не хватает большинству российских школ. А здесь в кабинетах гармонично уживаются мольберты, рисунки, поделки и другие интересности, иногда далекие от учебы, но близкие творчеству и атмосфере детства.
— Приняли меня хорошо. Теперь я не только преподаю английский, но и работаю завучем. Должность для меня новая. Мне по-прежнему нравится то, чем я занимаюсь, — рассказывает Ирина Валерьевна.
В душе рождается радость, когда видишь ее мягкую улыбку или как она гладит по голове зазевавшегося непоседу. Кажется, будто работает она в школе год-два, ей еще не надоели бесконечные детские вопросы, заполнение разного рода документов и родительские собрания. Будто все еще впереди или только-только началось.
Но за плечами у Ирины Валерьевны несколько выпусков, работа в 40-м лицее Петрозаводска, участие в региональном и российском конкурсах «Учитель года», подготовка к экзаменам, ежегодный ЕГЭ в выпускных классах, создание собственных уроков, увесистая стопка благодарностей, грамот и даже медаль «За службу образованию» от Благотворительного фонда наследия Менделеева. Узнала я об этом совершенно случайно, разыскивая информацию об Ирине Валерьевне в Интернете. О своих профессиональных успехах она говорит просто: «Год был очень насыщенным и удачным для меня».
Удача для учителя — это и поиск таких методов и приемов, которые помогут ребенку не только услышать, но запомнить и понять информацию, полученную от педагога.
Ирина Валерьевна считает, что Интернет не просто информационное пространство, а инструмент для познания. Ученики активно им пользуются, считая источником развлечений. Но ее задача как учителя переменить отношение подростков к Сети. Научить не только искать информацию, но и интерпретировать ее.
Иринеа Невара нравится, что современная школа с помощью электронных журналов, дневников и собственных сайтов становится все более открытой для родителей, которые могут без задержки получать информацию об успехах ребенка и своем возможном участии в школьной жизни.
Однажды ученики прислали ей приглашение в группу класса в соцсети.
— Мне не всегда нравится то, что они обсуждают, но мне важно знать, чем живет мой класс. Я бы не стала вмешиваться, если бы меня не пригласили.
Поражают эта заинтересованность, желание конструктивного диалога со школьниками, которые, особенно в виртуальном пространстве, не стесняются в выражениях и оценках. Поэтому в реальной жизни ответственность учителя возрастает. На перемене или во время классного часа, даже самого обычного урока, можно обсудить новости, спросить или заглянуть в глаза учеников. Такой возможности Интернет и дистанционное обучение не дают.
Поэтому так важна возможность диалога, который учит вести учеников Ирина Валерьевна. Это еще и шанс понять, что их заботит. Ведь выбор фильма, песни или темы урока — это тоже ответ учителя на заявленную проблему. Не в лоб, без нотаций и назидания, но ответ, который пытливому подростковому уму может дать материал для размышления и выводов.
Пятнадцать лет в школе, по ее мнению, это золотой возраст. Уже накоплен немалый опыт, нештатные ситуации не вызывают оторопь, не бросает в жар от неудобных детских вопросов. Но и усталости, разочарования еще нет.
Ирина Валерьевна не стремится оценить ученика сразу и навсегда, шанс есть у каждого. И отметка не приговор, а всего лишь оцененное знание, которое можно улучшить — выучить, понять, пересдать тему, которая отчего-то не дается.
Ирина Валерьевна искренне верит, что разочарование в выбранной когда-то дороге ее не настигнет. Потому что английский язык — живой, вечно движущийся поток. Он тот самый праздник, который всегда с тобой: не даст заскучать, вовремя подбросит сложную конструкцию или позабавит незнакомой идиомой. А еще не дают пасть духом дети, для которых язык не столько зубодробительная грамматика, сколько новые фильмы, популярные песни, спектакли и лингвистические вечеринки. Какая уж тут усталость, какое разочарование, когда кругом кино, музыка и смех.
Бывает, что ликвидация ооо с долгами проходит очень тяжело, но это лишь случае, когда ликвидацией занимаются непрофессионалы.