Учитель

Разговор с чистого листа

Фото с сайта Администрации Петрозаводска
О.И. Тулубаева дает конкурсный урок по математике в 7 классе лицея №13

«Дети устают, у них могут быть проблемы в учебе, дома. Каждый урок – это разговор с чистого листа». Интервью с учителем года Петрозаводска Ольгой Тулубаевой.

На победу она не рассчитывала. Но после 14 лет работы учителем математики  захотелось проверить себя. Потому и согласилась принять предложение администрации 17-й гимназии  подать заявку на участие.

– Когда стояла на сцене среди других финалистов и объявили, что я победила, сразу и не поверила! – признается она.

Не верится до сих пор, а вот какой груз ответственности теперь на ней – участие в республиканском конкурсе учителей – уже ощутила!

С Ольгой Ивановной мы встретились на следующий день после окончания конкурса в ее школьном классе. После трудного рабочего дня выглядела победительница немного уставшей, но глаза выдавали: рада!

– Ольга Ивановна, я твердо убеждена: в педагогике, как и в медицине, должны работать только увлеченные люди – как говорится, по призванию…

– О профессии учителя я мечтала еще когда сама еще училась в младших классах. Рассаживала дома вокруг себя кукол-мишек, доставала «классный журнал» – и  урок начался! Сама учитель, сама и ученик. Увлекло так, что к концу школы другого пути не было – только в учителя!

У вас в роду кто-то был учителем?

– Тетя много лет директорствовала в Юшкозерской школе, мама какое-то время работала учителем. Они всеми силами отговаривали меня, дескать, день с ночью перепутаешь, проверяя после работы тетрадки и готовясь к урокам. Но я их не слушала!

И…?

– Поступила на физико-технический факультет Петрозаводского государственного университета и после его окончания с дипломом учителя пришла в школу. Больше десяти лет работала учителем физики и математики в Первой частной школе, потом год была менеджером по продажам, а затем вернулась в школу, но уже другую – гимназию №17.

– Почему вернулись в школу?

–  Уходила из школы на время я не потому, что разочаровалась в профессии – по семейным обстоятельствам нужен был свободный график работы. Как только острота проблемы спала, сразу же вернулась в школу.

 

– В конкурсе трудно победа досталась?

– Конечно, я очень волновалась. Участницы были достаточно сильные, да ведь и ведение уроков в своей школе на время конкурса никто не отменял…

Какие были конкурсные задания?

– В седьмом классе 13-го лицея дала урок на тему «Разложение на множители с помощью сокращенного умножения». Заранее приготовила для ребят примеры на карточках, в опасных, то есть трудных  местах которого стояли пропуски. От ребят требовалось переписать пример к себе в тетрадь и при этом заполнить пропуск. Такая работа тренирует не только математические навыки, но и механическую и зрительную память: опасные пропуски оставят зарубки в головах у учеников  и при решении подобных примеров в будущем они уже точно никогда не ошибутся. Технологию опасных пропусков  привезла с педагогического марафона, который проводило издательство «Первое сентября» в Москве.

В 40-м лицее мы проводили беседу с пятиклассниками на заданную тему, в конкурсные задания также входили написание эссе и создание своего сайта. (Сайт Ольги Тулубаевой здесь).

– Карельские школьники плохо сдают ЕГЭ по математике, средний балл ниже среднего по России. Что не так у нас с преподаванием математики?

– С преподаванием у нас всё так и учителей хороших, знающих свой предмет, много. Проблема в том, что в последнее время у детей изменились приоритеты,  технические науки мало кого интересуют.  Выпускники думают прежде всего над тем, как после школы получить престижную, высокооплачиваемую профессию, к примеру, юриста – отсюда и снижение интереса к точным наукам, и не радующие глаз результаты ЕГЭ. Но, я думаю, государству удастся переломить эту ситуацию и вернуть интерес к техническим профессиям. А тогда и интерес к математике возрастет.

– Всегда ли уроки в школе проходят легко, если есть контакт с классом?

– Конечно, не всегда. Дети ведь устают, у них могут быть проблемы в учебе, дома. Каждый урок – это разговор с чистого листа. Если вижу, что у класса нет внимания, обязательно провожу небольшую разминку для сосредоточения внимания.

Случалось, что вы были несправедливы по отношению к ученику?

– Стараюсь быть справедливой, но ведь всякое бывает. Если чувствую, что не права – обязательно извинюсь в присутствии всего класса, или кулуарно, если разговор происходил наедине. Дети должны учиться у взрослых признавать свои ошибки, это очень важно.

– Говорят, лучшие гуманитарии – это математики. Что вы любите читать, какие фильмы смотрите?

– На регулярное чтение художественной литературы времени не хватает. А вот повышением своего профессионального уровня занимаюсь постоянно – читаю специальные журналы, знакомлюсь с новинками в преподавании математики на интернет-сайтах.

Фильмы люблю советские, с сюжетом, глубоким смыслом. Из любимых – «Москва слезам не верит». Импонирует главная героиня фильма, она стремится к цели, добивается всего сама.

– Какие качества в людях вы цените больше всего?

–  Доброту и порядочность.

 

Из педагогического эссе Ольги Тулубаевой

 

«Современный учитель многогранен подобно кристаллу. И как грани кристалла от природы не имеют идеально гладкой поверхности и только ювелир отшлифовывает и доводит их до красоты, которой восхищаются вокруг, так и современный учитель оттачивает свое мастерство, каждый день работая над собой, интересуясь, чем живет его ученик, что ему интересно.

 

Неважно, сколько лет учителю, закончил ли он только что вуз или уже давно работает в школе. Он может быть современным, если он пользуется современными технологиями, но при этом не забывает учения своих учителей, не отвергает старые методики, считая, что придумал новые. Если он не боится учиться, в том числе и у своих учеников».

 Полностью эссе здесь