Учитель

«Чувствую себя нужной»

Социальные педагоги появились в школах в постсоветской России. Это была вынужденная мера, поскольку маргинализация семей приобрела невиданный размах. Социальные педагоги оказались на передовой борьбы за каждого ребенка.
Молодой социальный педагог одной из петрозаводских школ Юлия МОСИХИНА после вуза успела проработать только два года. Несмотря на возраст и небольшой стаж у нее получается находить подход к детям из неблагополучных семей, разрешать их порой неразрешимые жизненные ситуации.

– Как выявить детей, которым требуется помощь?

– В начале каждого учебного года составляю паспорт, опрашиваю классных руководителей на предмет выявления таких детей. Как одет, как ведет себя, сдает ли деньги на питание – по любым мелочам, штрихам можно узнать таких ребят. Затем посещаю их дома, смотрю на условия проживания. Решать проблемы приходится комплексно, с помощью различных специалистов: психологов, классных руководителей, социальных работников, милиции.
В нашей школе сегодня 13 учеников стоят на учете. Это в основном дети из неполных семей, где чаще всего одна мать, которая не работает, злоупотребляет алкоголем. Ребенок предоставлен самому себе.
– Отличаются ли эти дети от других?
– Да, конечно. Их сложно не заметить: или чересчур тихие, замкнутые, не находят общего языка со сверстниками, либо, наоборот, агрессивные, неуправляемые – так они компенсируют недостаток внимания. Зачастую сами за себя говорят внешний вид, одежда… Дети разные и проблемы разные. Вот четвероклассник. Заметила, что он ходит вечно голодный, бледненький. Пошла к нему домой. Родители оба пьяные, холодильник пустой… Пришлось обращаться в городские службы. Мы написали ходатайство от школы, и мальчику оказали материальную помощь – выделили одежду, питание, канцелярские товары.
У мальчика 14 лет мать осуждена за наркотики, сидеть будет три с половиной года. Стали искать родственников из ближайшего окружения. Удалось оформить опекунство на тетю, и ребенок не попал в детский дом.
Или вот очень неприятный случай. Папа воспитывал сына один, мама отказалась от него еще при рождении. Пенсионер. Выпивал. Не работал. Мальчик учился во втором классе, с явными отклонениями в поведении. Мог вдруг сбежать из школы. Стали работать с отцом, но, увы, он отказался от лечения. Потом его парализовало. Через органы опеки нам удалось ребенка забрать от отца и поместить в социально-реабилитационный центр. Отец потом умер, и ребенок все-таки оказался в детском доме…
– Кто же все-таки должен воспитывать ребенка – семья или школа?
– Как бы мы с ребенком ни работали, главная проблема в семье, с нее все начинается. Сколько бы ни ссылались на детские сады и школы, воспитывать ребенка должны прежде всего родители. А они зачастую перекладывают ответственность на школу. Проводили анкетирование, и выяснилось, что 75% родителей наших учащихся считают, что именно школа должна заниматься воспитанием ребенка.
– Не разочаровались в своей работе?
– Мне нравится моя профессия. Чувствую себя нужным человеком, работаю не для галочки. Каждый день меня что-то поражает, невозможно оставаться равнодушной! Работа – моя жизнь, хоть это и звучит банально.
 
 "Лицей" № 1 2009