дополнительное образование, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник), портреты занятий

Загадки карельского леса

Работа над созданием лесной газеты
Работа над созданием лесной газеты

Деревенские дети видят лес каждый день, для них он нечто обыденное, не вызывающее особого интереса. А мне важно было показать своим ученикам, что лес наш полон чудес и загадок, чтобы у них возникло желание его изучать.

Этот материал поможет педагогам по внеурочной деятельности и воспитателям летнего лагеря провести содержательное занятие, заканчивающееся детским проектом. 

 

Я начала занятие со стихотворения Леонида Волосовцева, сопровождавшее слайд-шоу с фотографиями карельского леса.

«Как хороши карельские леса,
Пронизанные восходящим солнцем!
Свет отражает и зелёная трава,
И медно-красные стволы высоких сосен…

В зелёно-золотом сиянье лес,
В росинке каждой — радуга цветная,
И ты, сквозь эту красоту идёшь,
Во мху порою по колено утопая…

А как загадочен карельский лес,
Когда туман и тихо сыплет дождь…
Смолкают птичьи голоса,
И ты знакомых мест не узнаёшь…

И воздух необыкновенно свеж,
И не бывает здесь плохой погоды!
Карельский лес — бесценный дар природы,
Загадочный мир тайны и чудес…»

 

Я предложила детям вместе совершить путешествие в карельский лес, посмотреть, какие загадки он нам загадает, и попробовать их решить. Ученики разделились на две группы по 3 человека, каждая группа села за свой стол. (Если учащихся 6-10 человек, то можно класс разбить на 2 группы, если класс большой, то можно его разбить на 3-5 групп).

Команды обмениваются загадками
Команды обмениваются загадками

Каждая команда получила небольшие коробки с загадками. В коробке находились шесть свертков, в каждом свертке – по какому-либо предмету (шишки, обработанные дятлом, еловая ветка с «ведьминой метлой», шишки лиственницы сибирской) или фотографии (ствол березы с чагой, следы зайца, следы тетерева на снегу), к ним прилагались  вопросы.  На решение отведено было шесть минут, по окончании которых каждая группа должна была рассказать, какие загадки ей задал лес и как она их решила. 

Ниже даны примеры лесных загадок.

Кто оставил следы на снегу?
Кто оставил следы на снегу?

В какую сторону скакал заяц?
В какую сторону скакал заяц?

Что это?
Что это?

Что выросло на стволе березы?
Что выросло на стволе березы?

Кто обглодал шишки?
Кто обглодал шишки?

К какому дереву принадлежат эти шишки?
К какому дереву принадлежат эти шишки?

Обсуждали результаты по следующим правилам. Группа зачитывает загадку и высказывает свое предположение. Вторая группа может предложить свой вариант ответа, задать вопросы. На второй вопрос отвечает вторая команда. И так дальше по очереди. Учитель, выслушав мнение обеих групп по каждому вопросу, называет правильный ответ и кратко его поясняет.

В итоге оказалась, что первая группа неправильно ответила на вопрос «В какую сторону скакал заяц?», а также не смогла ответить на вопрос, заданный противоположной командой «Как появляются «ведьмины метлы»?». Вторая группа не смогла определить шишки лиственницы и назвать животное, которое оставило на снегу свои следы.

Далее я  предложила ребятам составить небольшие рассказы по нашим загадкам, чтобы немного позже сделать из них стенгазету для детей малышей. Пусть они  тоже удивятся чудесам нашего леса. Чтобы подготовить рассказы, ученикам было предложено воспользоваться  Интернетом (адреса сайтов были написаны на доске) и книгами, лежащими на столе. Первая команда готовила рассказы по загадкам 1, 3, 5, а вторая по загадкам 2, 4, 6.  Свои рассказы дети распечатали на принтере.

А потом мы представили, что за окном зима, и наш лес стал еще прекрасней и таинственней. Наши предки-карелы знали многие тайны леса, ведь лес их кормил. Отправляясь в зимний лес, охотник знал, какая будет погода, где и как нужно расставить силки, какого цвета зимняя шубка у белки. Каждая группа получила вопросы-загадки от старого охотника-карела  и конверт с подсказками. В конверте была разрезанная на кусочки картинка, а на ней все необходимые подсказки. Ученикам было предложено за пять минут собрать картинку и ответить на вопросы.

Загадки старого охотника
Загадки старого охотника
Картинка с подсказками
Картинка с подсказками

Для проверки  каждая группа по очереди ответила на вопросы (1 группа – на 1, 3, 5, 7, 9 вопросы, а 2 группа – на 2, 4, 6, 8, 10 вопросы).

Решение загадок карельского охотника
Решение загадок карельского охотника

Затем я предложила детям оформить стенгазету для малышей, разместив на ней собранные ими материалы, а также загадки карельского охотника.

Чтобы  немного усложнить задачу малышам: я предложила разместить возле каждой фотографии-загадки чистый лист с вопросом, чтобы дети на нем записывали свои ответы, предположения, а под ним написать правильный ответ в виде составленного учениками  рассказа (см. фото). Благодаря этому ребенок может сначала записать свой вариант ответа, а потом проверить себя и прочитать правильную информацию. В правом нижнем углу газеты разместили вопросы охотника и картину с ответами.

Под загадкой - подсказка
Под загадкой — подсказка

Газета для малышей
Газета для малышей

Газету вывесили в коридоре и пригласили учеников начальной школы с ней познакомиться. Таким образом занятие о загадках карельского леса объединило старших и младших ребят.

Младшие школьники разгадывают загадки лесной газеты
Младшие школьники разгадывают загадки лесной газеты

 

Об авторе:  Осипова Наталья Анатольевна, учитель географии, биологии  I кв.категории МКОУ «Поросозерская средняя общеобразовательная школа».

Использованные источники:

  1. Угадай-ка! – Учебное пособие/ К.А.Андреев, А.В.Еглачева, М.И. Федоров. – Петрозаводск: “VERSO” КРОО ФТИ, 2003г.
  2. Дедово наследство. – Учебно-методическое пособие/ И.А.Полевая, Е.А.Кононова. – Петрозаводск, 2010г.
  3. http://www.open-karelia.ru › Материалы для школьников
  4. http://www.kartravel.ru/