портреты занятий

По листам каменной книги

Петроглифы
Петроглифы

Петроглифы — одна из самых загадочных страниц древней истории нашего края. Важно найти деятельность, которая позволит детям освоить этот материал.

Аннотация

Этот материал поможет учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования провести интересное занятие о петроглифах Карелии или найти новые идеи для использования в собственных разработках.

 

Тематика разработки:  Археологическое наследие Карелии.

Тема занятия:  По листам каменной книги: карельские петроглифы.

Цель: Познакомить учащихся с достопримечательностью нашего края – петроглифами.

Задачи:

образовательные:

— дать понятие «петроглиф»,
— познакомить учащихся с историей открытия петроглифов в нашем крае,
— расшифровать основные, часто встречающиеся, изображения,
— через расшифровку изображений петроглифов познакомить учащихся с образом жизни человека эпохи неолита (каменного века);

воспитательные:

— содействовать формированию умения работать в коллективе,
— воспитывать умение слушать собеседника и уважать его точку зрения,
— содействовать воспитанию чувств патриотизма, любви к Родине и ее достояниям,
— пробудить интерес к новому, неизвестному пласту традиционной народной культуры;

развивающие:

— способствовать активизации познавательной деятельности,
— создавать условия для развития образного мышления, творческого воображения,
— способствовать развитию речи,
— создавать условия для развития исследовательского мышления.

Рекомендуемый возраст детей:  7-11 лет.

Продолжительность занятия: 40-45 минут.

Место проведения занятия: учебный класс.

Опорные понятия: петроглиф, наскальные рисунки.

Вещный ряд: графические копии петроглифов.

Форма работы на занятии: групповая.

Оборудование для педагога (комплект 1 – при отсутствии мультимедийного оборудования):

— фотография скалы с наскальными рисунками (приложение 1),
— карта Карелии,
— наборное полотно или доска с магнитами,
— изображение древнего человека (приложение 2),
— изображения петроглифов Онежского озера и Белого моря (графитные копии),
— фотографии петроглифов Онежского озера и Белого моря (приложение 5),
— изображения петроглифов Онежского озера и Белого моря (приложение 6),
— наборное полотно или доска с магнитами,
— таблички со словами: ПЕТРОГЛИФ, PETRA  GLYPHA, ЛИНЕВСКИЙ, ГРЕНВИК, 1848, 1926.
— Репродукции из книги Линевского А. М. “Листы каменной книги” (приложение 3),
— раздаточный материал (приложение 7).

Оборудование для педагога (комплект 2):

— компьютер, проектор, экран,
— презентация в Power Point.
— наборное полотно или доска с магнитами,
— таблички со словами: ПЕТРОГЛИФ, PETRA  GLYPHA, ЛИНЕВСКИЙ, ГРЕНВИК, 1848, 1926.
— изображения петроглифов Онежского озера и Белого моря (графитные копии),
— раздаточный материал (приложение 7).

Оборудование для учащихся:

— фломастеры,
— листы бумаги.

Используемая литература:

  1. Доманский Я. В., Столяр А. Д. По бесовым следам. – Ленинград, 1962.
  2. Линевский А. М. Листы каменной книги. – Петрозаводск: Карелия, 1990.
  3. На пороге древнего мироздания: Музейно-образовательный проект Карельского государственного краеведческого музея./ Ред. Шилова Л. В. – Петрозаводск, 1999.
  4. Саватеев Ю. А. Наскальные рисунки Карелии. – Петрозаводск, 1983.

Примечания:

По ходу занятия учащимся предлагается выполнить несколько групповых заданий, поэтому целесообразно в кабинете расставить столы так, чтобы дети сразу сели по группам. Количество групп зависит от количества учащихся (чаще всего – три). Жеребьевка может быть осуществлена разными способами. Например, можно на каждый стол положить карточку определенного цвета: на первый –  красного, на второй –  желтого и на третий –  зеленого. Когда дети заходят в кабинет, то по очереди вытаскивают из мешочка маленькие цветные карточки. Садиться нужно за тот стол, какого цвета карточка выпала.

Ход занятия.

Вступление. На предыдущем занятии  мы с вами убедились, что машина времени существует на самом деле. Сегодня полетим на ней в очень-очень далекие времена, в гости к древним людям. Но для начала скажите, откуда мы узнаём о событиях, случившихся очень давно?

— От старших.

— Из телепередач.

— Из книг.

Сегодня я хочу познакомить вас самой древней книгой. Она выглядит вот так (рис.1). Что это такое?

— Рисунки на камнях.

Беседа. Эти рисунки называются петроглифами (табличка – ПЕТРОГЛИФ). Произошло это слово от двух греческих слов: PETRA – камень и GLYPHA – резьба (табличка PETRAGLYPHA), т. е. резьба по камню. Только наши карельские петроглифы не прорезаны, а выбиты сплошными точками. Эти рисунки выбивал древний человек более 4-х тысяч лет назад. А выглядеть он мог так (рис.2). Где же можно увидеть петроглифы?

Впервые петроглифы были открыты на берегу Онежского озера в 1848 году ученым из Санкт-Петербурга Гренвиком. Позднее, в 1926 году, А. М. Линевским были открыты петроглифы на берегу Белого моря (слайд 3 или карта Карелии, таблички – ГРЕНВИК, ЛИНЕВСКИЙ, 1848, 1926).

Как вы думаете, почему древний человек рисовал на камнях?

— Их в Карелии много.

— В то время не было бумаги.

А почему он рисовал, а не писал?

— В то время еще не умели писать.

Выполнять наскальные рисунки было довольно непросто. Художник приставлял острый камень к поверхности скалы и ударял по нему другим камнем, получалась маленькая точка (ямка). Потом камень передвигал немого в сторону и опять ударял, так – удар за ударом – появлялся рисунок (слайд 4 или приложение 3).

Давайте будем разбираться, что же нарисовал древний художник. (На стенде или доске оформлены графические копии  петроглифов онежского озера.) Вы, наверное, все умеете перерисовывать монетки на бумагу. Как это делаем? Кладем монетку под лист бумаги и начинаем водить по нему простым карандашом. Монетка прорисовывается на поверхности листа. Вот примерно так же были выполнены эти копии.

Задание 1. Групповая работа. Каждой группе выдана компьютерная копия изображений Онежского берега (приложение 4). Необходимо среди них найти представленные на стенде графитные копии (можно обвести карандашом на распечатке) и попробовать расшифровать, что на них изображено.

После выполнения задания дети вместе с педагогом  проверяют по очереди правильность выполнения и расшифровывают изображения.

Посмотрите, как выглядят эти фрагменты на фотографии (слайд 5 или приложение 5).

Задание 2. А теперь давайте еще посмотрим на несколько петроглифов и попробуем угадать, что нам изобразил древний художник.

Далее предлагается ряд  репродукций изображений петроглифов, а дети вместе с педагогом расшифровывают значение Беломорских петроглифов, выдвигая свои версии о том, что изобразил древний художник (слайды 6-11 или приложение 6).  При проведении беседы педагог должен обратить внимание на инструменты, которыми пользуется древний человек.

Петроглиф 1. Охота на медведя. Охотник сначала выстрелил из лука (стрела в спине зверя), потом лук отбросил и взял копье.

Петроглиф 2. Охота на лося. Охотник пользуется копьем. По этому петроглифу можно установить время года – ЗИМА (охотник на лыжах).

Петроглиф 3. По данному изображению дети выдвигают различные версии – ЗАБОР, РАСЧЕСКА и др. Но общими усилиями выясняется, что древний художник изобразил лодки, а зубья у «расчески» — люди, которые сидят в лодке. Посчитав, сколько людей в лодке, необходимо сделать вывод, что уже в такие далекие времена человек умел изготавливать большие лодки, которые вмещают так много пассажиров.

Петроглиф 4. Рассматривая этот петроглиф, приходим к выводу, что изображен человек, но у него звериная голова. Скорее всего, он надел на себя какую-то маску с рогами. Зачем? Кто это? Колдун или шаман. Шаманы колдовали, чтобы духи не вредили людям, чтобы охота была удачной, чтобы не мучили болезни. Показать изображение шаманки (слайд 9 или приложение 7).

Петроглиф 5. Ученые разделились на две группы и до сих пор не могут прийти к общему выводу, что изображено на этих петроглифах. Одна группа считает, что древний художник изобразил небесные светила – солнце и луну. Палочки – это веревки, ремни или что-то тому подобное, с помощью чего солнце и луна крепятся к небу. Другая группа ученых считает, что на петроглифе изображены древние капканы на зверей – самоловы (слайд 10 или приложение 8).

Петроглиф 6. Дети без труда узнают в рисунке лебедя, а на шее у него, по их версии, висит какой-то медальон. Мы каждый день наблюдаем, как всходит солнце с одной стороны и заходит с другой. Это происходит, потому что Земля вертится вокруг Солнца. Древний человек об этом не знал, поэтому считал, что должен быть кто-то, кто будет передвигать солнце по небу. На этом петроглифе мы видим, что солнце везет лебедь. Так же представления были у  древнего человека и о движении Луны по небу.

Петроглиф 7. Этот петроглиф похож на предыдущий, только солнце здесь везет не лебедь, а лось.

Вывод. Что мы узнали о древнем человеке, расшифровав петроглифы?

— Он умел строить лодки.

— Охотился на лосей, медведей.

— Умел ставить капканы-ловушки.

— Умел изготавливать копья, луки, лыжи.

— Считал, что солнце и луна двигаются по небу на спине лося или лебедя.

— У древних людей были шаманы.

Физкультминутка: изобразить охотника с копьем, с луком и т. п.

Задание 3.Групповая работа. Каждой группе выдается изображение петроглифа (беломорские петроглифы). Необходимо расшифровать его и составить рассказ о событиях, нарисованных древним художником. Изображения группам выдаются разные (приложение 9).

После выполнения задания  представители от каждой группы рассказывают о том, что они узнали из рисунка древнего художника (педагог может помогать наводящими вопросами).

Петроглиф 1. Охота на лосей. Три охотника на лыжах, значит время года – зима. Охотятся с помощью копий и луков. Охота удалась, так как убили всех. Ехали по холмистой местности (педагогу целесообразно обратить внимание детей на лыжню).

Петроглиф 2. Охота на рыбу. Рыба очень крупная, возможно, это не рыба, а кит. Будет много мяса, значит, все будут сыты. Охотятся сразу с трех лодок. Линии, ведущие от лодок к рыбе – это ремни, к которым привязаны гарпуны.

Петроглиф 3. Два охотника вышли на охоту. Убили гуся, причем выстрелили оба (стрелы с обеих сторон). Добычу не поделили. Один охотник выстрелил в другого два раза (стрелы в животе).

Итог: можно ли назвать эти рисунки на камнях самой первой книгой?

— Да.

— Почему?

— С их помощью мы узнали, как  жил древний человек, чем он  занимался.

— Получается, что с помощью этих рисунков мы получили определенные знания, и их по праву можно назвать каменной книгой, поэтому их необходимо охранять, чтобы еще многие и многие поколения могли по ним читать о жизни наших предков.

Творческое задание. Нарисовать современный петроглиф, т. е. изобразить то, что хотелось бы рассказать своим потомкам о нашей с вами жизни. Дети рисуют на небольших листочках и крепят их на наборное полотно. При желании, рисунки можно расшифровать.

 Приложения

приложение 1 приложение 2
приложение 3  приложение 4
приложение 5приложение 7  приложение 6
 приложение 8  приложение 9

По ссылке (ниже) Вы можете скачать презентацию. При использовании не забывайте ссылаться на автора.

Об авторе: Наталья Владимировна Фомина, педагог дополнительного образования МОУ ДОД  «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» Пряжинского национального муниципального района.

petrogl.pdf