портреты занятий

Петроглифы Беломорья. Школа рисования эпохи неолита

Интеграция — модное слово, однако найти хорошие примеры интегрированных занятий удается нечасто. Разработка Веры Крот —  яркий пример интеграции изодеятельности и истории Карелии.

 Аннотация

Этот материал позволит педагогам ИЗО и учителям начальных классов  провести интересное занятие в технике «граттаж» на материале Беломорских петроглифов. Родители тоже получат достаточно информации для семейного творчества с использованием этой техники и для изучения петроглифов вместе с детьми.

Обратите внимание!

детские петроглифы
Рис. 1. Детские петроглифы

Никакие самые интересные рассказы, подкрепленные видеоматериалами и презентациями не заменят детям живую деятельность — с этим сегодня никто не спорит. Может быть, по этой причине изучать историю непросто — трудно найти подходящую для школьных условий деятельность, которая позволила бы поставить себя на место людей из  далекого прошлого. 

«Школа рисования эпохи неолита» — замечательный пример интеграции изодеятельности и истории древнего мира, позволяющий детям почувствовать свою причастность к жизни далеких предков. Выбранная педагогом техника действительно позволяет младшим школьникам создавать изображения, похожие на петроглифы. И богатый материал о наскальных рисунках Беломорья, представленный педагогом в первой части занятия с опорой на презентацию, воспринимается совершенно естественно: эти знания действительно нужны, чтобы выполнить собственные рисунки. 

Меня, как педагога, эта разработка заставила задуматься о возможностях интеграции изодеятельности с курсами математики, химии, биологии. Надо только подыскать подходящий стиль и технику исполнения. 

План-конспект занятия по изобразительному искусству для учащихся начальных классов

Продолжительность занятия 45 минут.

Цель: cоздать рисунки, похожие на наскальные изображения эпохи неолита через знакомство учеников с уникальным

Рисуем петроглифы
Рис. 2. За работой

историческим объектом родного края археологическим комплексом «Беломорские петроглифы».

Задачи:

  • познакомить детей с особенностями изобразительной деятельности наших далёких предков;
  • показать роль искусства в жизни людей эпохи неолита;
  • научить понимать особенности схематического рисунка;
  • научить работать в новой изобразительной технике «граттаж», с новыми инструментами и материалами;
  • развивать пространственное мышление, творческое воображение;
  • воспитывать любовь к своей малой Родине.

Необходимые материалы:

Для педагога:  лист бумаги, приготовленный для граттажа, (а также парафиновая свечка, чёрная гуашь и тушь, кисточка – для показа) стека для лепки из пластилина.

Для детей: заранее приготовленные педагогом листы затонированной бумаги по количеству учащихся: первый слой воска, второй слой – тушь чёрная пополам с чёрной гуашью (дети  старшего возраста, 3-4 класс, могут приготовить такие листы самостоятельно заранее). А также пластмассовые стеки для лепки по одной на каждого ребёнка.

Оборудование: рабочие столы, застеленные бумагой; магнитная доска и магниты; компьютер с программой Power Point 2003 и выше; мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска.

Наглядность:

— распечатанные фотографии Беломорских петроглифов;
— распечатки фотографий из книги;
— презентация «Петроглифы Беломорья. Школа рисования эпохи неолита».

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к занятию (2-3 мин.).

2. Введение

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам  истории –  далеко от нашего времени, на несколько веков назад. Но при этом останемся на территории нашей республики Карелия. А отправимся мы с вами на берег Белого моря, чтобы познакомиться с уникальным историческим объектом нашего края «Беломоские петроглифы».

3. Рассказ о Беломорских петроглифах (8-10 мин.)

Ниже мы даем содержание рассказа и ссылку на презентацию, рассчитывая, что педагог расскажет этот текст по-своему, учитывая возраст и другие особенности детей.

картинка с сайта http://thiswas.ru/praistoriya/oruzhie-neolita-chast-1.html
Рис. 3. Человек эпохи неолита

По археологическим данным, первые поселения на берегах Белого моря основаны первобытными племенами еще в IV-VI тысячелетии до нашей эры.

Так выглядели наши далёкие предки того времени –   люди эпохи неолита (рис. 3).

Неоли́т (греч.) — новокаменный век, последняя стадия Каменного века.

Свои жилища древние люди выкапывали прямо в земле. Селились на берегу моря и вблизи озёр.

Именно здесь на скалах и оставили они нам свои загадочные изображения.

Древние наскальные изображения – петроглифы, одни из наиболее ценных археологических объектов.

Петроглиф (греч. petra – скала, glyphe – резьба) – это высеченные на поверхности прибрежных скал,  изображения животных, птиц, рыб, лодок, людей и непонятных знаков. Рисунки выбивались кварцевыми отбойниками на глубину 2 – 3 мм.

Отчего же, спрашивается, древние камнерезы выбирали столь неудобные места для творчества? Раскопки показывают, что «мастерские» и прилегающие к ним поселения карелов жались к воде. Сезонные паводки, сильные ветра и штормы вызывали наводнения. Люди отступали, но потом возвращались на насиженные места. Возможно, им хотелось расположиться поближе к месту промысла рыбы и морского зверя, с другой стороны, на побережье, пусть и открытом всем ветрам, человек чувствовал себя в большей безопасности, нежели в дремучем лесу.

Возраст карельских петроглифов, от четырех до шести тысяч лет, в основном находятся они в двух местах — на Белом море и Онежском озере. На Беломорье есть три основных скопления наскальных рисунков. Это «Залавруга», «Бесовы Следки», «Ерпин Пудас». На них, кроме животных, хорошо видны сцены охоты, ритуальных шествий и сражений, а также самое древнее изображение человека на лыжах.

Вообще беломорские петроглифы реалистичны. Лодки, с экипажами и без. Подробные сцены охоты на лосей, птиц, тюленей. Батальные композиции. В них всегда участвует человек: идёт пешком, на лыжах, плывёт в лодке. Сражается, охотится, пляшет.

Охота на лосей
Рис. 4. Охота на лосей

Зимняя сцена охоты на лосей –  одна из вершин наскального искусства Северной Европы. Сцена замечательна по выразительности и обилию конкретных деталей:

Охотники идут за лосями по насту, видны следы и охотников и животных, утолщения на концах лыжных палок и следы, оставленные ими; древний художник даже сделал попытку передать рельеф местности. Первый лось ранен тремя стрелами, последний –  двумя. Видно оперение стрел (рис. 4).

Охота на белуху
Рис. 5. Охота на белуху

Знаменитая композиция –  охота на белуху. Художник изобразил кульминационный момент: на огромной лодке –  12 охотников; все они изображены стоящими – видимо, для того чтобы передать эмоциональное напряжение. Зверь уже поражён – гарпун вонзился в его тело, но гарпунный ремень ещё  в движении, не раскручен до конца. Вот-вот он натянется и начнётся поединок зверя и охотников (рис. 5).

Чёртовы следки – скала, сплошь покрытая выбивками: белухи, лебеди, лодки, лоси. Самые крупные изображения выбиты раньше, для новых фигур оставалось мало места, что повлияло на масштаб фигур.

Но есть здесь и свои бесы. На скале выбиты восемь отпечатков то правой, то левой человеческой ступни. Ведут они к изображению Беса, самой крупной фигуре. Бес высотой около метра, изображен в профиль. С огромной рукой и ногой (рис.6).

изображение беса
Рис. 6. Изображение беса

При истолковании наскальных рисунков Карелии исходят из того, что в основном отображались объекты, существовавшие в натуре, те, с которыми человек имел дело в повседневной жизни.

Не отрицается и наличие мифологических персонажей, духов-хозяев. Но в основном древний художник изображал то, что видел, с чем постоянно сталкивался, в чем нуждался и что стремился добыть.

 Люди верили, что в основе явлений природы лежат таинственные духовные силы. Чтобы заручиться их помощью и поддержкой, перед охотой или рыбалкой следовало войти с ними в непосредственный  контакт. Наскальные изображения приоткрывали путь для подобного контакта и общения. Так достигалось согласие человека со средой обитания.

В окрестностях Беломорска крупнейшее в европейской части России скопление наскальных изображений эпохи неолита — петроглифов.

Наскальные полотна справедливо называют «мастерскими сознания«, «листами каменной книги» –  хранилищами подлинных записей древних мыслей.

4. Знакомство с новой техникой рисования. Показ способов выполнения работы. Обобщение (5-7 мин.).

П.: Сегодня мы с вами познакомились с нашими далёкими предками. Особенностями их жизни и изобразительным искусством того времени.

Фотография Петроглифов Беломорья
Рис. 7. Фото Петроглифов

Кто вспомнит, как называются рисунки, выбитые на камне (рис. 7)?

Д.:  Петроглифы.

П.: Петроглифы, то есть вырезанные на камне. Кто на них изображён?

Д.: Разные животные и птицы, которые обитали в то время. А также люди в моменты рыбалки, охоты и просто так. .

П.: А где мы  с вами можем увидеть эти изображения?

Д.: На территории нашей республики Карелия, на берегу Белого моря, в Беломорском районе.

П.: Итак, сегодня мы будем в роли необычных художников. Чтобы ещё больше приблизиться к изобразительным способам рисования наших далёких предков, мы с вами познакомимся с новой интересной техникой рисования, которая называется граттаж. Рядом с вами лежат чёрные листы затонированной бумаги. Окрашены они необычным способом (показ учителя). Сначала лист бумаги натирается свечкой и получается тонкий невидимый первый слой парафина. А далее сверху всё закрашивается черной гуашью с добавлением туши.

Изображение петроглифов в книге
Рис. 8. Изображение в книге

Мы видели, что отпечатки с петроглифов в книге получаются наоборот –  чёрные картинки на светлом фоне (рис. 8).

Но, как  мы говорили, наскальные рисунки выполнены техникой точечной выбивки, при которой на поверхности гранита образуется более светлое силуэтное изображение в виде неглубокой гравировки с шероховатой поверхностью.

Первобытные жители использовали каменные отбойники, чтобы сделать углубления на поверхности камня. В нашем распоряжении находятся пластмассовые стеки, с помощью которых мы, как наши далёкие предки, тоже будем выскабливать верхний слой, оставляя  светлое шероховатое изображение.

(На доске на таком же листе показываются примеры штрихов которые можно выполнить с помощью стеки: длинных, коротких, тонких;  поверхностных  и глубоких выскабливаний).

В Беломорье большинство фигур выбиты сплошь, по всей площади силуэта.

Бывает, что часть фигуры контурная, а другая силуэтная.  Вы можете использовать в работе и тот, и другой способ.

Сильно разнится четкость линии контура –  то очень ровной, то «рваной».  Вы тоже можете делать ровные и пунктирные линии.

Преобладают выбивки в профиль.

Нам с вами тоже легче изобразить человека в движении, если мы нарисуем его боком. Все изображения обобщённые. Мы с вами выделяем  только существенные опознавательные качества и детали: у охотника, например – копьё, лук, стрелы, гарпун, лодка, лыжи.

Размеры фигур могут быть разные, большие и маленькие. Расположение фигур и сцен на плоскости может быть свободное.

Итак, мы взяли в руки свои «древние орудия» для рисования и почувствовали себя, как и наши далёкие предки.

Мы хотим попросить силы природы об удачной охоте и большой добыче?

Орудие в руках художника
Рис. 9. Орудие в руках художника

А может быть, мы хотим с помощью рисунков рассказать нашим потомкам о нашей самой удачной морской рыбалке?

Приступаем к рисованию.

Дети самостоятельно выполняют работу (рис. 9). Педагог следит за правилами работы в технике граттаж, оказывает индивидуальную помощь.

5. Самостоятельная работа (15-20 мин.)

6. Итог работы (3-5 мин.). Выставка

Дети сами оценивают, анализируют работы. Высказывают своё мнение о том, что получилось, что не получилось, похожи ли их рисунки на изображения древних художников. Затем рассказывают своё впечатление от работы.

В коридоре на большом стенде оформляется выставка рисунков (рис. 10-15).

Рисунки детей
Рисунок 10

Рисунки детей
Рисунок 11

Рисунки детей
Рисунок 12

Рисунки детей
Рисунок 13

Рисунки детей
Рисунок 14

Рисунки детей
Рисунок 15

7. Список использованной литературы:

1.     Н. Н. Ростовцев. Методика преподавания ИЗО в школе.
2.     Программа Б.М. Неменского . Изобразительное искусство и художественный труд. 1-2 классы.
3.     Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. 1-4 класс.
4.     А.М. Линевский. Листы каменной книги
5.     Ю.А, Савватеев. Каменная летопись Карелии

8. Интернет-ресурсы:

1.     http://www.vottovaara.ru/joomla/xronologiya-i-etnokulturnaya-prinadlejnost-belomorskix-petroglifov.html
2.     http://stas.raskumandrin.ru/49/
3.     http://www.rgo.ru/2010/08/novye-petroglify-belogo-morya/
4.     http://rma.ucoz.ru/publ/1-1-0-50
5.     http://www.hyperazbuka.com/index/ju_a_savvateev_naskalnye_izobrazhenija_petroglify_karelii/0-42

Об авторе: Крот Вера Михайловна, педагог дополнительного образования МКОУ «Районный центр дополнительного образования детей»города Сегежа и Сегежского района Републики Карелия.

Презентация: Петроглифы — школа рисования