метод проектов, образовательная среда, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Для птичьих кормушек самое время


Depositphotos_57297935_m-2015Акция «Покормите птиц зимой» шагает по стране не первый год. И это как раз тот случай, когда проект можно и нужно повторять ежегодно, он обязательно принесет пользу и природе, и детям, которые о ней заботятся.

Своим опытом делятся педагоги из поселка Новое Машезеро Беломорского района Карелии.

«Трудно — ох, трудно,  приходится зимой птицам! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного зимнего ветра, — не находят и гибнут.

SOS! SOS! SOS! Спасите от смерти! На помощь! Строй птицам тёплые домики и устраивай столовки!». (В. Бианки «Лесная газета»)

Зима – трудное время для птиц. Известно, что из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две, причем страдают пернатые больше от бескормицы, чем от холода. Если птичка не ест зимой шесть часов подряд, она может погибнуть. Особенно опасна вторая половина зимы, когда большая часть плодов, растущих на деревьях, уже съедена.

А знаете ли вы, что:

  • Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму.
  • Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон.
  • Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом трех человек.

Поэтому, если вы еще не соорудили птичьи кормушки, сейчас для этого самое время. Материал об экологической акции «Покормите птиц!», разработанный педагогами из Нового Машезера, поможет сделать такую акцию важным событием в жизни ребят.

Немного истории. Впервые акция «Покормите птиц!» была проведена в Иркутской области зимой 2002-2003 года. Ее инициировали публицист Анатолий Сосунов и крупнейшие областные газеты в память о писателе Евгении Носове. В январе 2003 года к акции присоединился Курск — родина писателя. Тогда же иркутяне предложили внести в Российский экологический календарь 12 ноября как Осенний день птиц и считать его началом общероссийской культурно-экологической акции «Покормите птиц!», а 15 января – день рождения Евгения Носова — объявить Днем зимующих птиц России. Союз охраны  птиц России полностью поддержал эту инициативу.

Основная цель акциивоспитание экологически грамотных и гуманных защитников природы, через организацию изучения особенностей жизни птиц в зимнее время года, их охраны и подкормки.

Акция рассчитана на учащихся 5-16 лет. Для практической работы детей и родителей можно разделить на небольшие группы по 3-4 человека.

 Изготовление и установка детьми кормушек с помощью родителей и учителей

В нашей школе в 2016 году этот этап занял период с 15 января по 1 февраля.

На уроках технологии ученики познакомились с различными вариантами кормушек и технологией их изготовления.

Дети усвоили основные правила:

  1. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.
  2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

корм1

Дома с помощью родителей и на уроке ребята изготовили кормушки разного вида из различного бросового материала: пластиковых бутылок и банок, коробок из-под сока и молока,  стаканчиков, картона, фанеры. Получились оригинальные кормушки необыкновенных форм и расцветок. Что и говорить, фантазию ребята и их родители проявили на все сто процентов.

На участках детского сада и школы, на улицах нашего посёлка, во дворах своих домов ребята развесили кормушки. Помогали развешивать и устанавливать столовые для птиц старшие братья, учителя и родители.

корм3

Подсчитав, сколько и каких кормушек изготовлено, мы отразили эти данные наглядно в таблице 1.

 Таблица 1. Количество кормушек по видам

Виды кормушек из различных материаловКоличество изготовленных кормушек
1. Прочные (пластиковые бутылки  и банки)6
2. Маленькая, не доступная голубям, воронам и сорокам (картонные  коробки из-под молока, сока и конфет)12
3. Бусы из сухофруктов и ягод, кусочки сала и мяса7
4. Устойчивая, крепкая (из фанеры и дерева)3
5. Площадки на земле1
В ходе акции было изготовлено и развешено на территории посёлка всего:29

Мы также собрали информацию о птицах, на которых были рассчитаны наши кормушки: снегирях, синицах, воробьях, голубях, дятлах.

Подкормка птиц и наблюдение за ними. с 10 февраля по 15 марта

 Таблица 2. Подкормка птиц различных видов

Виды птицКормСпособ подкормки
1. СиницыНежареные семена подсолнуха и тыквы, кусочки несолёного сала, мяса и жираНасыпаются на кормовой столик
2. Воробьи Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые!)Насыпаются на кормовой столик
3. ГолубиПшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые!), крошки чёрствого пшеничного хлебаНасыпаются на кормовой столик или на площадку
4. СнегириГроздья ягод рябины, красной калиныПривязываются на ветки кустов или деревьев бусы невысоко от земли, кладутся на кормовой столик
5. ДятлыКусочки несолёного сала, мяса и жираНанизываются на бечевку, которая вешается на ветвях или на кормовой столик

Дети заботливо отнеслись к птицам и три раза в неделю дежурили в «Птичьей столовой», чистили и подправляли кормушки, производили ремонт и пополняли кормушки собранным кормом. А птицы и рады, со всех сторон слетаются синицы и воробьи, им такой прием очень нравится. Наблюдая за птицами, дети заметили, что, пополняя кормушки в одном и том же месте, в одно и то же время, птицы привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью часов.

Во время наблюдения за кормушками и  птицами было сделано много рисунков, фотографий. Учащимися были выявлены основные виды поведения птиц: отсутствие активности, отдых, уход от опасности, проявление агрессии и др. Наблюдение за птицами – увлекательное, но не всегда простое занятие, требующее от наблюдателя определенных знаний и навыков.

В итоге проведённых наблюдений дети научились:

  •  кормить птиц различным кормом;
  • наблюдать и вести дневник наблюдений.

Дети узнали:

  • какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
  • как различить птиц по окраске;
  • какие корма предпочитают птицы;

По результатам проделанной работы учащиеся пришли к выводу:

  1. За время наблюдения нами отмечено большое разнообразие птиц, обитающих на территории посёлка.
  2. Проведя ряд наблюдений, мы заметили, что у нас зимой на кормушки прилетают такие птицы, как воробьи, голуби, синицы, снегири и дятлы. Вороны и сороки обитают в местах свалки и помоек.
  3. Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее. В ветреные дни птицы не прилетают.
  4. Для проведения анализа пищевых предпочтений птиц предлагались разные виды корма: хлебные крошки, семенами подсолнечника очищенные и неочищенные, цельные зёрна злаковых растений (овёс, пшеница, ячмень) и хлопья зерновых культур.
  5. Подкорм птиц в кормушках имеет большое значение для птиц. Это подтверждает анализ их поведения. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

За время проведения акции ребятам удалось увидеть:

Вид птицГде встречалиКол-во
СнегирьОколо домов, на кустах калины17
ДятелОколо леса на старых деревьях4
СиницаОколо школы, у леса, у жилых домов14
СорокаОколо школы, у домов, на свалке28
ВоронаОколо школы, у домов, на свалке30
Домовой воробейОколо домов и школы48
Голубь сизыйОколо домов36
Итого177

 

Мероприятия с детьми

  1. После того, как мы развесили кормушки, решили оформить стенд-отчёт о нашей работе (1 февраля). На стенде подобрана информация о зимующих птицах Карелии и Беломорского района, о видах кормушек, советы по их изготовлению, а также о видах корма и советы по подкормке птиц. Со временем на стенде появились рисунки и фотографии ребят.корм5
  2. По ходу акции была организована выставка поделок, технологии использовались самые разнообразные: фигурки птиц из солёного теста, картины выжиганием, вышитые птички, композиция из природного материала.
  3. Ребята заинтересовались темой акции, и мы решили в целях просвещения организовать выставку художественной и научно-популярной литературы.
  4. Среди учеников начальных классов провели конкурс рисунков «Зимующие птицы нашего края», лучшие рисунки поместили на стенд-отчёт.
  5. На уроках и во внеурочное время провели викторину «Знаешь ли ты зимующих птиц?», беседы «Помогай птицам, они наши друзья!», «Птицы в Красной книге Карелии». Ученики к этим мероприятиям подобрали стихи разных поэтов, пословицы, поговорки, загадки, кроссворды.корм3

Работа с родителями (информационный бюллетень)

  1. Для того чтобы проинформировать родителей о проводимой акции, был выпущен информационный бюллетень: правила изготовления кормушек, рекомендации по подкормке птиц и предложенные конкурсы акции «Покормите птиц зимой».
  2. Родителям вместе с детьми было предложено пронаблюдать за птицами: изучить особенности их поведения, повадки, учесть количество птиц, их видов.
  3. К концу учебного года оформить книжки – малышки на тему «Наши пернатые друзья» вместе с родителями, презентовать их на уроках внеклассного чтения.
  4. Придумать с родителями эскиз скворечника и презентовать его на уроках технологии.

 

Итоги акции

В ходе проведения акции «Покормите птиц зимой» и  дети, и взрослые поняли, что они делают хорошее дело, помогая выжить птицам в самое трудное время года. Мы участвуем в такой акции второй год и решили сделать традицией их проведение, прививая детям любовь ко всему живому, надеясь, что «их рука — ни горести, ни боли не принесет нигде и никому». Родители и дети назвали эту акцию уроками добра, которых так не хватает в нашей жизни.

 

Выдвижение новой проблемы

Дети и родители заинтересовались проблемой помощи зимующим птицам и решили продолжить работу.

Мы запланировали  изготовить скворечники и встретить  перелетных птиц;

Кроме того, предложили организаторам акции проводить её  в более ранние сроки, так как в Беломорском районе морозы крепчают уже в ноябре, и в это время, по наблюдениям детей, возникает нехватка корма у птиц.

Приложение: как сделать кормушку для птиц.

Об авторах:  Борисова Любовь Александровна – учитель начальных классов, соответствие;
Филиппова Светлана Михайловна – учитель начальных классов, высшая категория. МОУ «Машозерская средняя общеобразовательная школа», пос. Новое Машезеро.