Если мы хотим, чтобы наши ученики использовали Интернет, мы должны сами быть активными интернет-пользователями.
Эта статья поможет педагогам найти идеи для организации работы класса с помощью Интернет-сервисов, а главное — убедит в том, что эта работа по плечу даже младшим школьникам.
В условиях динамично изменяющегося общества происходит обновление педагогических концепций воспитания, растет значение формирования качеств конкурентоспособной личности. Все это делает проблему воспитания социальной активности учащихся особенно актуальной.
Эта статья посвящена формированию социальной активности у учащихся посредством сервисов Web 2.0 социальной сети Google.com. Данный сервис выбран потому, что в нем очень легко работать даже учащимся младших классов. Он прост в использовании и имеет достаточно много возможностей (рис.1).
Первоначально блог класса «3 СО» – «Содружество, сотрудничество, сотворчество» создавался с целью показать учащимся и родителям, что компьютер можно использовать не только для игры. Затем появились более конкретные задачи: организовать совместную работу учащихся в классе по экипажам и привлечь к классным и школьным мероприятиям родителей.
Основные направлениями работы с учащимися через блог были выбраны
1. Мероприятия, повышающие познавательный интерес школьников.
2. Классные и школьные мероприятия.
3. Социальные проекты.
Раскроем более подробно, какие мероприятия можно организовать через посты и сервисы блога.
Так как в нашем классе дети ведут портфолио своих успехов, в начале года они ставят себе цели, одной из которых является участие в олимпиадах. В блоге размещается расписание проводимых конкурсов и олимпиад ЦТИ «Снейл»; сайтов «Фактор роста», «Минобр.орг», «Уникум», «Центра развития молодежи». Из расписания дети в своих портфолио вносят конкурсы, в которых они планируют участвовать (рис.2).
Также в блоге легко можно организовать подготовку совместных мероприятий. Так, в преддверии совместного с родителями итогового классного собрания «Наши успехи учебного года», через пост блога дети и родители составляли концертную программу (рис. 3).
Во время проведения в школе акции «Красная лента» ребята создавали совместно в Интернете (сервис WikiWall) , каждый из своего дома общую газету «Мы выбираем здоровый образ жизни» (рис. 3).
Ученики нашего класса очень любят участвовать в социальных проектах. О них дети тоже узнают через блог, а иногда находят сами. Организуя работу по проекту, они также совместно работают в сети: планируют свои программы действий, распределяют поручения, создают газеты, буклеты и т.д. Так, мы с большим интересом участвовали в акции «Час Земли», были инициаторами среди первоклассников акции «День чтения», благодаря которой получили в дар для школьной библиотеки книги (рис. 4).
В силу большой занятости наших родителей мы не часто можем собираться в классе, а особенно трудно привлечь пап и мам к мероприятиям состязательного характера. Но несмотря на это в классе 2-3 раза в триместр проводятся различные семейные конкурсы, которые предлагают либо родители, либо сами дети: конкурс поделок «Рукотворная осень», конкурс «СНЕГОВИК», блиц-конкурс «Рисуем всей семьей».
В этой статье представлена лишь малая доля возможностей сервисов социальной сети Google, но даже в таком объеме она очевидно дает положительные результаты. Сообщениями в блоге интересуются как дети, так и родители. Они с большим удовольствием участвуют во всех мероприятиях, проводимых в классе, с нетерпением ждут следующих конкурсов и заданий. Это хорошо просматривается в статистике блога.
Кривая «просмотра страниц» тянется непрерывно. Ежедневно на нашем блоге бывает 20-30 посетителей (рис. 5).
Как сказал А. Эйнштейн, «Единственный разумный способ обучать людей — это подавать им пример».
Если мы хотим, чтобы наши ученики использовали социальные сети для познавательного общения и творчества, мы должны сами быть активными и компетентными Интернет-пользователями.
Об авторе: Кленова Ирина Владимировна, учитель начальных классов СОШ №89 г. Тольятти, дважды лауреат конкурса