Здоровье, Советы специалиста

Лекарства: панацея или яд?

Фото: mz.gov.kz
Фото: mz.gov.kz

Несмотря на то что наука в XX веке сделала небывалый рывок, что преуспевает фармакология, человек здоровее не стал. По данным Всемирной организации здравоохранения, смертность от лекарств занимает 5 место, уступая только травмам, заболеваниям системы кровообращения, онкологическим и пульмонологическим болезням. Не случайны слова выдающегося отечественного ученого, создателя клинической фармакологии в России Бориса Вотчала: «Мы живем в век безопасной хирургии и все более опасной лекарственной терапии».

 

 НАШ ОПРОС
Вы принимаете лекарства?

Николай, 30 лет: – Когда температура очень высокая, сбиваю ее таблеткой. Еще ношу с собой активированный уголь.

Кирилл, 25 лет: – Когда приболею, принимаю. Если помогают, то я не вижу в них ничего плохого…

Олеся, 28 лет: – Стараюсь без них обходиться. Лекарств такое количество, не знаешь, какие лучше.

Татьяна Петровна, 50 лет: – К лекарствам отношусь отрицательно, стараюсь не принимать вообще. Лучше вести здоровый образ жизни и быть оптимистом. Тогда не потребуются никакие лекарства.

Василий Сергеевич, 68 лет: – Стараюсь меньше употреблять лекарств, но в моем возрасте без них уже не обойтись. У меня был инфаркт, поэтому приходится пользоваться сердечными препаратами.

Александр Иванович, 40 лет: – Мне болеть некогда. Стараюсь жить так, чтобы не доводить дело до заболевания. А вообще, есть много других средств для поддержания здоровья.

 

Об опасности лекарств рассуждают петрозаводские специалисты разного профиля.

Не дайте себя обмануть

Кому как не химикам знать, что на самом деле представляют собой лекарственные вещества? Именно поэтому мы решили задать несколько вопросов профессору, доктору химических наук В.П. АНДРЕЕВУ. Владимир Петрович уже 30 лет работает на кафедре молекулярной биологии, биологической и органической химии ПетрГУ.

– Владимир Петрович, как часто вы сами пользуетесь лекарствами?

– Уверен, что очень редко болею и по той причине, что пользуюсь лекарствами только в случае крайней необходимости. Следует помнить: действие любого химического вещества бивариантно и зависит от его концентрации. Например, безобидный, казалось бы, аспирин, который имеет широкий спектр положительных эффектов, в кислой или щелочной среде быстро гидролизуется до соединения, способного вызвать язвенные заболевания. Не секрет, что не всегда препараты, продающиеся в аптеках, соответствуют тому, что о них написано в аннотации. Я однажды столкнулся с тем, что лекарство, купленное за границей, обладало значительно большим содержанием вещества, чем то, которое продается в наших аптеках, несмотря на одинаковую заявленную дозировку.
– По некоторым данным, сейчас выпускается около 200 тысяч наименований препаратов. Может быть, человечество идет по тупиковому пути, изобретая все новые и новые лекарства?
– Нет, мне так не кажется. Модификация и синтез новых препаратов необходимы, так как и микроорганизмы постоянно мутируют, и организм человека претерпевает изменения. Например, лечение туберкулеза требует постоянного совершенствования лекарственных средств. Однако фармацевтические фирмы, заинтересованные в прибыли, идут на различные ухищрения. Одна крупная американская фармацевтическая фирма рекламировала и продавала препарат, на самом деле не обладающий тем воздействием, которое ему приписывалось. Фирма уплатила огромный штраф, но заработала на здоровье людей гораздо больше.
– Почему, на ваш взгляд, современный человек нездоров?
– На мой взгляд, прежде всего потому, что малоподвижен и неправильно питается. Скоро мы можем столкнуться с той же проблемой, что и США, где все большему количеству людей ставят диагноз: ожирение. Безусловно, одним из факторов, влияющих на здоровье людей, является и постоянно ухудшающаяся экология: вредные химические вещества в воздухе и некачественная вода.
– Как обычному человеку уберечься от обмана, если сами врачи частенько навязывают новые лекарственные препараты, работая на ту или иную фирму?
– К сожалению, уберечься от этого нельзя, но можно значительно снизить вероятность обмана, если пользоваться рекомендациями только надежно зарекомендовавших себя врачей и покупать лекарства в аптеках, достаточно долгое время занимающихся этим видом деятельности. Однако прежде всего российское правительство должно следить за тем, чтобы люди, отвечающие за наше здоровье, честно выполняли свой долг. Должен осуществляться очень строгий контроль за качеством медицинских препаратов.

Всё должно быть разумно

В этом убеждена клинический фармаколог петрозаводской поликлиники № 2 Е.А. ФОМИЧЕВА, 27 лет жизни отдавшая медицине. Специальность клинического фармаколога появилась в поликлинике всего семь лет назад. Ее задача – забота о здоровье больных, основанная на рациональном использовании современных лекарственных препаратов.

– Елена Александровна, в чем преимущества препаратов нового поколения?

– Современные препараты – это те, терапевтический эффект которых подтвержден в серьезных клинических испытаниях. Иногда в подобных исследованиях участвуют десятки тысяч пациентов из разных стран. Такие испытания стали проводиться в 70-х годах XX века. Только после доказательства эффективности лекарства доктора получают право на их применение. Если уже во время практического использования проявляются опасные побочные явления, препарат может быть отозван с рынка.

Надо помнить о том, что нет ни одного лекарственного препарата без побочного эффекта. В аннотации на лекарство он всегда указывается.

– Есть ли опасность в самостоятельном применении на первый взгляд совершенно безобидных и привычных в быту лекарств типа анальгина и парацетамола?

– Все эти препараты, хотя и продаются без рецепта, имеют побочные действия, и потому лучше все-таки перед приемом проконсультироваться у врача. Анальгин с 80-х годов за границей вообще не используется, так как он отрицательно действует на кровь. К сведению, аспирин вообще запрещен для применения детям до 12 лет. Существует и проблема сочетаемости лекарств. Скажем, если у вас простуда, а вы гипертоник, то следует помнить, что препарат от давления может не сочетаться с каким-то противопростудным лекарством.

– А если пациенту выписывают сразу 5 – 6 препаратов?

– Чаще всего такие назначения получают пожилые люди, имеющие несколько хронических заболеваний. Такие случаи должны быть согласованы с клиническим фармакологом. Больной должен принимать минимальное количество препаратов, как правило, это жизненно необходимые, без которых может быть прогрессирование заболевания или даже смерть. Нужно понимать, что препаратов множество, и пользоваться ими следует разумно. Кстати, стоит добавить, что биодобавки лекарства не заменяют.

– А что вы можете сказать о витаминах, антибиотиках, травах?

– Витамины вообще не должны применяться! Они не влияют ни на продолжительность жизни, ни на течение болезни. По витаминам проводилось много клинических испытаний, и терапевтический эффект их не доказан. За исключением витаминов для заместительной терапии, когда, например, ребенку при дефиците витамина D его выписывают. Необходимо также знать, что обычная вирусная инфекция антибиотиками не лечится, их должны применять только в крайних случаях и по рекомендации врача. Что касается вирусов… Проводились испытания ремантадина, витамина С, анаферона. Как выяснилось, эти препараты на течение болезни практически не влияют. При вирусной инфекции нужны изоляция больного и лечение домашними средствами. Если человек при этом работает, необходима маска, чтобы не заражать окружающих. А травы применять следует крайне осторожно, потому что они не исследованы.

– Что же, по-вашему, мешает современным людям быть здоровыми?

– Без сомнения, образ жизни. Здоровый образ жизни подразумевает посильную физическую активность, сбалансированное питание, исключение алкоголя и табакокурения.

Таблетка от всех болезней

Наталья СМЕЛОВА, врач-гомеопат:

Многие считают, что медицина всесильна, что от каждой болезни есть лекарство. А значит, можно жить на широкую ногу: пить, курить, часами просиживать у телевизора, компьютера, есть все, что кажется вкусным. А когда где-то заколет, врач выпишет спасительное лекарство, и снова можно будет жить по-старому.

Современная медицина превратилась в своего рода религию, которая держится на нашей вере в силу лекарств и процедур. Налицо парадокс: медицина становится все более оснащенной, а показатели здоровья населения неуклонно снижаются.

Главный ревматолог Санкт-Петербурга В. Мазуров считает, что «важной особенностью терапевтических заболеваний в XXI веке приходится считать агрессивный характер многих недугов, ранее не считавшихся фатальными». Почему так происходит? Мы воспринимаем болезнь как врага, вероломно ворвавшегося в нашу жизнь, и пытаемся уничтожить его любыми средствами.
Агрессия всегда порождает агрессию. Лучше всего это демонстрируют антибиотики (в переводе с греч. – против жизни). В 40-е годы XX века, когда был открыт пенициллин и больные, приговоренные к смерти, вставали и уходили своими ногами, казалось, победа над инфекцией одержана. Но на агрессию со стороны человека вирусы и бактерии ответили приспособлением к новому «оружию», и многие снова стали неуязвимы. Фармацевтическая наука за последние 10 лет была вынуждена обновить ассортимент лекарственных препаратов на 40 процентов. Не правда ли, это очень похоже на гонку вооружений?
Болезнь не враг, это попытка организма самостоятельно вернуть нарушенное равновесие. Симптомы, которых мы так боимся, есть проявление исцеляющей силы организма. Например, повышение температуры тела не дает вирусам и бактериям размножаться. А мы сбиваем ненавистную температуру и тем самым помогаем вирусам вселиться в наше тело.
Любая боль – это сигнал о неблагополучии, о том, что нужно снизить нагрузку, разобраться в ситуации. Но мы не желаем чувствовать боль, анализировать свое состояние, мы хотим комфорта, именно поэтому обезболивающие препараты – лидеры продаж на фармацевтическом рынке. Но они не лечат, не устраняют проблему, они действуют только на уровне болевых рецепторов, а значит, проблема остается.
Представьте, что вы долго и напряженно работаете в душном помещении. Мозг перегружен, ему требуется повышенное количество кислорода. Сосуды расширяются, появляется боль, но вместо того, чтобы размяться, подышать свежим воздухом, дать мозгу необходимый кислород, вы принимаете таблетку. Боль уходит, но ваш мозг продолжает испытывать кислородное голодание! При такой работе на износ можно дожить до инсульта. И при этом обезболивающие таблетки лежат у многих в кармане, как привычный носовой платок.
Еще об одной группе новых препаратов – гормональных контрацептивах. В истории человечества еще не проводился эндокринологический эксперимент такого масштаба. По разным оценкам, в нем принимают участие 100 – 120 миллионов женщин трех-четырех поколений. Продажа гормональных контрацептивов (ГК) – очень доходный бизнес, поэтому правдивая и исчерпывающая информация о них попросту отсутствует. Многие серьезные исследователи бьют тревогу: на фоне приема ГК развиваются нарушение обмена веществ, работы щитовидной железы, сердечно-сосудистые, пищеварительные расстройства. Существуют доказательства, что введение эстрогенных препаратов (ГК) приводит к фибромиоме матки, мастопатии и онкозаболеваниям.
В книге американских врачей А. и В. Фокс «Иммунитет на всю жизнь» сказано: «Исследования, выполненные для института патологии, показали, что от 6000 до 12000 случаев смерти в год имеют своей причиной реакции больного на лекарства, назначенные врачом». И в то же время врачи ежедневно спасают пациентов и облегчают их страдания с помощью лекарств.

Загляните внутрь себя, не там ли притаилась надежда на одну большую спасительную таблетку от всех болезней, а лучше и от всех жизненных неурядиц заодно? Прежде чем принять ее, помните, что хронические боли требуют обследования, лечения и зачастую изменения образа жизни.

«Лицей» № 11 2009