Как мы увидели из анализа анкет посетителей, одним из любимых препаратов наших горожан является лоратадин, который насчитывает более 30 торговых наименований.
{hsimage| http://med2c.ru||||}
Мы решили провести изучение спроса покупателей путем ежедневной регистрации продаж лоратадина в трех аптеках Петрозаводска в течение трех месяцев. Нас интересовал вопрос: «Какие торговые марки лоратадина больше нравятся покупателям и почему?»
{hsimage|Рис.1. Продажи антигистаминных препаратов |right|||}
Оказалось, что лидерами продаж являются: лоратадин-верте (Вертекс, Россия) — 30%; кларисенс (Фармстандарт, Россия) — 27%; кларотадин (Акрихин, Россия) — 23%; кларитин (Шеринг-Плау, Бельгия) — 17% и эролин (EGIS, Бельгия) — 3% (рис. 1).
Хотя 88% посетителей в своих анкетах указали, что цена не влияет на выбор антигистаминного препарата, но анализ продаж показал, что первое место занимает самая дешевая марка лоратадина — лоратадин-верте, цена которого составляет 30 рублей, а цена кларитина и эролина более 200 рублей.
Что еще показал опрос провизоров и фармацевтов? Что антигистаминные средства в аптеках по популярности занимают третье место, уступая лекарственным препаратам от давления и обезболивающим средствам, и занимают значительное место в товарообороте аптечных организаций.
В последнее время фармспециалисты отмечают значительный рост обращений за противоаллергическими препаратами, что можно объяснить разгаром сезона аллергии.
Чаще всего (по ответам провизоров и фармацевтов) врачи выписывают импортные антигистаминные препараты, а покупатели наоборот чаще приобретают отечественные препараты, так как они дешевле.
Самыми популярными лекарственными формами, и тут мнения покупателей и продавцов совпали, являются таблетки, драже и капсулы.
На вопрос «Как вы считаете, рынок антигистаминных средств сегодня удовлетворяет современного потребителя?» большая часть респондентов ответила положительно. Что вполне оправданно. Напомним, что рынок антигистаминных препаратов насчитывает более 70 наименований и позволяет выбрать лекарство на любой «вкус».
Для потребителей основными критериями, влияющими на выбор антигистаминных средств, по мнению фармацевтических специалистов являются: назначение врача (40%), рекомендации фармацевтического специалиста (30%), эффективность (10%) и цена (9%) на лекарственный препарат.
Отвечая на вопрос «Информируете ли вы о возможных побочных эффектах препаратов?», 64% провизоров и фармацевтов указали, что информируют потребителей всегда; 19% — только тогда, когда есть время; 12% считают это компетенцией врача, и 5% ответили, что вся необходимая информация изложена в аннотации. Напомним, что посетители ответили, что в 68% случаях аптечные работники предупреждают о побочных эффектах.
По поводу информирования пациентов о возможных лекарственных взаимодействиях опрос показал, что только 7% не сообщают сведения о лекарственных взаимодействиях, так как они изложены в аннотации. Остальные ответы распределились равномерно: считают это компетенцией врача; всегда предоставляют потребителям сведения или только когда есть время — по 31% провизоров и фармацевтов, соответственно. Посетители же, как мы писали в предыдущей статье, отметили, что только в 9% случаев в аптеке сообщают, какие препараты нельзя сочетать или применять одновременно. Возможно, желаемое выдается за действительное: не хочется фармспециалистам выставлять себя в неблагоприятном свете.
Наименьшие расхождения в ответах специалистов и потребителей выявлены при анкетировании по поводу информирования о режиме приема.84% сотрудников аптек указали, что всегда сообщают о режиме приема препарата. Посетители подтвердили, что фармспециалисты информируют о режиме приема лекарственных препаратов в 97% (!) случаях.
Несомненно, многие вопросы спорны, но! Надо повышать доверие пациента к врачу (ведь только 40% верят назначению доктора) и фармспециалисту (а здесь еще меньше — 30%) и к отечественным лекарственным препаратам. Врачам выписывать международные названия в рецептах, а не импортные торговые! И больше информировать, информировать и информировать!