Есть в медицине далеко не всем известная наука – фониатрия, которая занимается изучением человеческого голоса, профилактикой и лечением его заболеваний.
Голос – это не постоянная категория, данная человеку от рождения и до старости. Несмотря на индивидуальность голосовых характеристик, существуют его возрастные нормы. Нарушение голоса может оказать существенное влияние и на развитие ребенка.
Пик развития фониатрии пришелся на период расцвета оперного искусства в конце ХVII века. А вообще ученые занимались изучением голоса еще со времен Гиппократа.
Людмила Тимофеева – врач петрозаводской поликлиники № 2, единственный фониатр в Карелии. Она заслуженный врач Карелии, член Российской общественной академии голоса.
– Людмила Владимировна, что же такое наш голос?
– Ну, прежде чем говорить о голосе, скажем, что такое звук: это колебание частиц воздуха, распространяющихся в виде волн при работе голосовых связок. Голос человек – сочетание разнообразных звуков, воспроизводимых голосовым аппаратом. Звучание голоса может быть в разных формах: разговорной, певческой, шепотом. Хрип, стон, храп – это тоже проявления голоса. Голос – уникальное явление! Он является главным средством передачи информации.
– У нас всех разный тембр голоса, отличаются голоса и по красоте. От чего это зависит?
– Само слово тембр происходит от французского timbre. При колебании голосовых складок возникает основной тон, который характеризует высоту звучания голоса, и частичные звуки или обертоны. На тембр голоса оказывают влияние строение голосовых связок, их длина и ширина, натяжение или напряжение голосовых мышц. За счет обертонов голос приобретает гармоничную окраску. Если голосовые связки имеют неровную структуру – узелки, утолщения, опухоли, возникает негармоничный звук, который на слух воспринимается как грубый, хриплый.
– У человека внезапно пропадает голос. С чем это может быть связано?
– Причин внезапного исчезновения голоса несколько. Одна из них – кровоизлияние в голосовые складки: внезапно возникает охриплость голоса. А связано это может быть с тяжелым потрясением или страхом, душевными переживаниями или семейными неурядицами… Профессионалы голоса чаще всего склонны к простудным заболеванием верхних дыхательных путей, это приводит к особой чувствительности голосового аппарата. Также повышенная речевая нагрузка в больном состоянии может привести к потере голоса.
– Кого можно отнести к профессионалам голоса?
– В первую очередь людей, чья деятельность наибольшим образом связана с работой голосом: певцов, артистов, преподавателей, тренеров, теле- и радиожурналистов, военных и других профессий. У них наибольшая нагрузка на голос. Бывает, даже встаёт вопрос о профессиональной пригодности, если у человека стойкие изменения голоса. Представьте, случается экстренная ситуация, к примеру,у машиниста или летчика на психоэмоциональном уровне пропадает голос: они не могут связаться или отдать необходимые распоряжения подчиненным. А за их спиной жизни сотен людей!
– А профессиональный голос можно воспитать?
– Необходимо овладеть навыками фонационного (речевого) дыхания. При спокойном дыхании вдох и выдох совершаются за одинаковые промежутки времени, то есть 1:1. А при фонационном такое соотношение вдоха и выдоха составляет 1:20 или 1: 30. Чтобы было понятнее: необходим усиленный и удлиненный выдох, который возможен при нижнереберном типе дыхания с активным участием диафрагмы. У многих профессионалов природная постановка голоса, особенно у тех, кто в детстве занимался вокалом или спортом, развивающими дыхательную функцию. Есть профессионалы голоса, которые не имеют этих навыков, но смогут овладеть ими. Есть и такие люди, которым не следует выбирать голосо-речевую профессию из-за хронических заболеваний голосового аппарата.
– Как можно навредить голосу?
– Например, длительной непосильной голосовой работой, ведущей к нагрузке голосовых мышц, переутомлением нервно-мышечной системы гортани. Неправильная техника голосообразования, затруднения в определении характера голоса, пение не в своей тесситуре, несоблюдение правил голосовой гигиены – все это часто способствует возникновению профессиональных заболеваний, проявляющихся першением, щекотанием, кашлем, отделением слизи, сиплостью, хрипотой и даже исчезновением звучного голоса. Только осмотр врача поможет установить причину. Особое место среди профессионалов занимают те, кто обучаются пению: студенты консерваторий, музыкальных училищ и школ, участники хоровых и вокальных кружков. И некоторым студентам духовикам и вокалистам приходилось брать академический отпуск, чтобы прервать обучение из-за заболевания голосо-речевого аппарата.
– Бывали ли в вашей практике случаи, когда приходилось принимать экстренные меры для того, чтобы спасти какую-то ситуацию?
– Да, и не раз! У актера премьера, и накануне пропадает голос. Причин может быть несколько – от простуды до психо-эмоционального напряжения. С помощью лекарственных препаратов приходилось хотя бы на время спектакля экстренно восстанавливать ему голос. Недавно в Петрозаводск приезжала известная певица, у которой есть проблемы с голосом. И первым условием ее выступлений было то, чтобы за кулисами дежурил фониатр. В антракте пришлось оказывать ей специальную помощь, вводить лекарственные препараты, чтобы выступление состоялось. Это далеко не единственный случай, когда вокалисты просят страховать себя до или во время выступлений. Так что концерты или спектакли чаще всего мне приходилось смотреть за кулисами.
– Наверное, ваши пациенты-поклонники из театра или музыкальной среды с радостью приглашают вас прийти на свои выступления…
– Но я не очень люблю ходить и редко слушаю людей, которых лечу. Я не воспринимаю их выступления с эстетической стороны, а потому не могу получить удовольствия. Да, не удивляйтесь, я страшно переживаю за них, как режиссер за своих актеров! Мне сразу хочется дать профессиональные рекомендации с позиции их возможностей. К примеру, когда солист берет сложную высокую ноту, я вижу механизм и причины, почему голос может быть надорван. Я росла в музыкальной среде: мой отец был профессиональным музыкантом-саксофонистом и кларнетистом, играл в военно-духовом оркестре. Сама училась в музыкальной школе и потому мне, не только как врачу, но и музыканту, легче понять вокальные возможности солистов или исполнителей, играющих на духовых музыкальных инструментах.
– Может ли голос по жизни стать сиплым из-за перенесенных ангин или других болезней?
– Из практики известен ряд заболеваний лор-органов, которые оказывают неблагоприятное влияние на голосовую функцию. Частой причиной утомления и различных расстройств голоса являются ангины. На певческий голос могут повлиять аденоиды у детей, риносинуситы, искривление носовой перегородки. Обычный насморк может вызвать серьезные последствия: приводит к заболеванию гортани и трахеи. Даже кариес зубов нередко вызывает хронические заболевания в глотке, что ведет к расстройству голоса.
В течение всей жизни наша гортань находится под влиянием гормонов коры надпочечников, щитовидной железы и особенно половых. Поэтому при гормональных нарушениях могут возникнуть различные нарушения голосовых функций. Бронхиты, болезни желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет могут вызвать заболевания голосового аппарата. Нервно-психическое перенапряжение, изменения в шейном и грудном отделе позвоночника тоже могут повлиять на голос! В таком случае необходимо лечение основного заболевания. Восстановление речевой функции, например, после нарушения мозгового кровообращения, позволяет человеку быстрее вернуться к качественной жизни.
– Как сберечь голос? Существует ли его гигиена?
– В развитии голосовых функций есть несколько периодов – от дошкольного до периода угасания, то есть старческого голоса. И каждый период имеет свои гигиенические рекомендации. Ребенок должен пройти логопедическое обследование, и в случаях нарушений – логопедические занятия. Формирование речи оказывает существенное влияние на общее развитие детей и подростков, приобретение жизненного интеллекта, а также нервно-психическое состояние. 60% жизненного интеллекта закладывается в период формирования речи.
Не менее важный период от 13 до 15 лет – период мутации, когда происходит смена голоса, совпадающая с половым созреванием подростка. Следует уделять внимание физической подготовке и закаливанию организма, внимательно относиться к речевым и вокальным нагрузкам.
А в наиболее активный период необходимо овладение навыками речевого дыхания, о чем мы говорили раньше. Гигиена голоса вокалистов начинается с правильного определения вокального голоса, его рационального использования, от условий труда и быта.
Различные нарушения голоса в период старения в основном связаны с социальными проблемами.
– Если человек долго курил, и у него возникла охриплость голоса, восстановится ли его голос, если он перестанет курить?
– Местное действие табака неоспоримо. Непрестанное раздражение слизистой носоглотки, гортани и трахеи табачным дымом вызывает постепенный прилив крови к этим местам, что приводит к хроническому катару верхних дыхательных путей. А зачастую воспаление опускается и в нижние отделы дыхательной системы, что приводит к очень серьезным заболеваниям, в том числе и онкологическим. Для профессионалов голоса это означает утрату профессиональной деятельности. И это касается не только людей творческих профессий, но и, как говорили выше, военных, летчиков, машинистов железной дороги. Отказ от курения не только улучшит качество голоса, но и явится профилактикой возникновения рака гортани и легких.
– Какая современная аппаратура способна оказать помощь в лечении голоса?
– Есть такой аппарат – ларингостробоскоп. Но несмотря на многочисленные заявки, мы его так и не можем приобрести. А сегодня без этого аппарата работать уже просто невозможно! Он помогает детально рассмотреть гортань. Компьютерная диагностика поможет разложить голос на составляющие параметры, понять, в чем причина его болезни. Особенно важно обследование на этом аппарате при затруднении в постановке диагноза и после инсультов, когда можно, восстановив голос, вернуть человека к нормальной жизни. Нам ларингостробоскоп особенно необходим, потому что Петрозаводск – культурный центр: у нас есть театры, консерватория, музыкальные школы и колледж, вокальные коллективы, в которых работают и учатся немало людей, нуждающихся в фониатрической помощи.