Имя великого ученого присвоено в мае гимназии №37.
Путь, преодоленный обычной школой сперва до гимназии № 37, затем до Ломоносовской, уместился в 55 лет. По мнению директора Марины Кузнецовой, многое было предопределено раньше. Приказ о присвоении школе статуса гимназии в 1992 году был подписан 19 ноября. А это, как известно, день рождения Михаила Васильевича Ломоносова.
— Мы создаем для детей все условия для развития, в том числе и для исследовательской деятельности, — говорит Марина Иосифовна. — Исходя из особенностей ребенка, находим возможности его роста. Это и называется личностно-ориентированной педагогикой, принципы которой являются основными для гимназии. В 90-е годы наша программа не была ограничена учебным планом. Тогда мы ввели большое количество предметов классической гимназии — латинский язык, социологию, философию. Все эти курсы читали преподаватели университета. К сожалению, сейчас этих предметов нет, но мы сохранили преподавание второго иностранного языка. По заказу родителей вышли на углубленное изучение английского, второй язык — немецкий. Каждый год ребята участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников. В этом году призером заключительного этапа олимпиады в Нижнем Новгороде стала одиннадцатиклассница Екатерина Вольнова.
Петь в хоре, играть на духовом инструменте, заниматься исследовательской деятельностью, изучать иностранный язык, участвовать в Ломоносовских чтениях уже в начальной школе, быть участником патриотического клуба «Память», танцевать на уроках ритмики и школьных балах, бывать на концертах и в театре, собирать макулатуру и снимать ролики о школьной жизни, помогать бездомным животным, выпускать школьную газету — всё это делают ученики Ломоносовской гимназии.
— Когда я училась в начальной школе, то написала свою первую настоящую исследовательскую работу. Она была посвящена реке Лососинке, — рассказывает десятиклассница. — Мне кажется, важно исследовать то, что находится близко. Это запоминается.
— Моя исследовательская работа в этом году была посвящена теме финансовой грамотности. Школьники должны этим интересоваться и понимать, что без таких специальных знаний нам сегодня никак, — уверена десятиклассница Алина Шиповская.
— Хочу стать стоматологом, — говорит десятиклассник Захар Сосновский. — В моей семье есть врачи. Не школа повлияла на выбор профессии, но здесь меня всегда поддерживают, дают хорошие знания. Мне есть с чем сравнить. Я перешел сюда из другой школы и не жалею об этом.
— Думаю, буду предпринимателем. Весной я участвовал в форуме по этой теме. Москва, конечно, понравилась, но это не мой город. Выберу вуз в Петербурге или в Петрозаводске. Думаю, школьные знания помогут мне поступить. В гимназии я научился работать в команде, — делится ученик 11 класса Александ Кашин.
— Моим наставником в профессии стала преподаватель немецкого языка Эльвира Николаевна Берзина — человек, благодаря которому я стала учителем, — рассказывает учитель английского языка Татьяна Безбородова. — Выбирая, куда пойти работать, я, конечно, вернулась в родную гимназию, где по сей день трудятся много моих любимых учителей.
— Я работаю в гимназии всю свою профессиональную жизнь, — рассказывает Елена Реулец, заслуженный учитель Карелии, которая работает в гимназии с 1985 года. — Это моя судьба — здесь я встретила своего будущего мужа, здесь училась моя дочь. Я пришла сюда сразу после распределения и осталась. Интерес к биологии удается поддерживать благодаря любопытным фактам, вопросам, сотрудничеству с лабораториями ПетрГУ, потому как школьные классы без специального оборудования не позволяют реализовать все задумки. Для некоторых участие в проектах и конференциях — это стимул. Посмотрите, моя ученица выращивает тую. Выясняем с ней, в каких условиях семена прорастают лучше, что влияет на их рост.
— Конечно, присвоение гимназии имени Ломоносова — это не только радость, но и итог нашей работы, и ответственность, — говорит Ольга Мамыкина, завуч начальной школы, заслуженный учитель Карелии. Она тут же спрашивает своих третьеклассников: «А кто такой Михаил Васильевич?»
«Ученый, писатель, поэт, философ», — несутся с мест ответы учеников, у которых по расписанию должен быть урок английского.
— Ломоносов, когда учиться шел, все преодолел. И холод, и дорогу, — говорит девочка с предпоследней парты.
— У него был характер, — дополняет ответ одноклассник.
Завершив разговор о Ломоносове, дети уходят на английский, а Ольга Николаевна говорит, что пожелала бы гимназии оставаться такой же юной, как ее ученики: «Молодости, здоровья и открытий, — всего того, что мы желаем своим самым близким и родным людям!»
Удивительно, но говоря о статусе гимназии, и ученики, и учителя и даже родители повторяют, не сговариваясь, только одно: «Не просто радость, но и ответственность».
— Главное в обучении моего второклассника — то, что он ходит в школу с удовольствием. Ему нравится учиться в гимназии, он гордится этим, — рассказывает Марина Бедорфас. — У нас интересная программа, бывают сложности, но вместе мы их преодолеваем. Класс у нас большой, но учитель нашел подход к каждому. Сейчас конец года, ребята порядком устали, написав все годовые контрольные. У нас отличные результаты, поэтому мы вместе с ребенком радуемся успеху, новым знаниям, возможности заниматься исследовательской деятельностью, участвовать в конкурсах. В гимназии разнообразная внеурочная работа. У нас есть секции, большинство из них бесплатные. Рядом находится библиотека, и с 1 класса детей приучают ходить туда, брать книги, много читать. В гимназии проводят разные праздники, постоянно дети вовлечены в школьную внеурочную жизнь. Знаю, что во многих школах всего перечисленного нет. С переменой названия учебного заведения, думаю, принципиально ничего не изменится. Дети знают, кто такой Ломоносов и для них большая гордость, что их учебное заведение будет носить имя русского ученого. У нас есть в городе Державинский лицей, теперь будет Ломоносовская гимназия. У гимназии начинается новый этап, а значит и у нас, учеников и родителей.
— Мы чувствуем поддержку наших родителей, — говорит директор Марина Иосифовна. — Особенно радуемся, когда к нам приходят дети выпускников, для которых гимназия становится домом. В этом году и я отмечу 40-летие своей работы здесь. Представить не могу, если бы моя судьба сложилась иначе. Гимназия — мой первый дом.
Фото Марии Голубевой