Более 100 работ финских фотографов, запечатлевших храмы Заонежья, можно увидеть на выставке в музее «Кижи».
Выставка «Храмовая архитектура Заонежья. Век XX – век XXI. Фотовзгляд» открылась вчера. Вернисаж прошел при непривычно подавленном для уютного выставочного зала на улице Федосовой состоянии присутствующих – по причинам, всем хорошо известным. Новый директор музея Андрей Нелидов вернисаж своим вниманием не почтил.
Не могли поднять настроение фотографии – вид полуразрушенных ил превратившихся в руины храмов и часовен действовал угнетающе.
Эркки Олави Пелликка. Часовня Николая Чудотворца. Конец XVII века. Дер. Мелойгуба Кондопожского района. Фото 2011 года
Эркки Олави Пелликка. Церковь Казанской иконы Божией матери. 1853 — 1856 гг. Дер. Белая Гора Кондопожского района. Фото 2009 года
Эркки Олави Пелликка и Пентти Юхани Пуустинена, сказано в пресс-релизе, с 2008 года путешествовали по Заонежью, побывали во многих труднодоступных местах, запечатлев сохранившиеся церкви и часовни. В экспозиции представлены фотографии 47 памятников храмовой архитектуры.
На выставке можно увидеть материалы 1942–1948 годов из архива Ларса Петтерссона, переданными им в дар музею «Кижи» в конце 80-х. Профессор Петтерссон во время Второй мировой войны вместе с художником и скульптором Ойва Хелениусом провел тщательную инвентаризацию деревянных церквей и часовен той части Карелии, которая была занята финской армией.
Экспонируются также репродукции фотографий с видами храмов Заонежья 1920 – 1980-х годов из фондов музея, графические и живописные заонежские пейзажи Вячеслава Агапитова.
– Когда я впервые увидела фотографии, которые привезли наши финские коллеги, мне стало, честно говоря, стало страшно, – сказала на вернисаже заместитель директора музея Светлана Воробьева. – Она показывает состояние нашего народного достояния в ужасающем виде. Когда Петерссон обследовал Заонежье, на его территории было 25 храмов и 95 часовен. В 70-х годах осталось только 5 храмов и 25 часовен. В 60-е годы, когда при Хрущеве была очень серьезная борьба с религией, многие часовни были просто раскатаны на дрова. Сейчас их никто на дрова не раскатывает, они даже находятся под охраной государства. Но государство не выделяет достаточно денег для сохранения памятников. Может быть, найдутся меценаты, которые будут вкладывать в эти памятники? Не строить новые часовни и церкви, а сохранять то, что есть. Получаются странные вещи: мы возводим за бешеные деньги копию Покровской церкви Вытегорского погоста где-то под Питером и одновременно памятники XVI – XVII веков у нас просто пропадают, хотя это подлинные постройки, сохранившие тепло рук тех людей, которые их возводили. Может быть, эта выставка как раз ко времени, чтобы мы заглянули внутрь себя и подумали и задумались о том, что через 20 лет хранить будет действительно нечего. По пальцам можно пересчитать постройки, которые реставрированы. Часовенская, которая сгорела 25 ноября прошлого года (часовня святой Варвары, построенная в 1750 году, в деревне Часовенская Медвежьегорского района. – Ред), только что отреставрированная, – одна из самых красивых часовен в Заонежье. Это трагедия, которая нас сопровождает последнее время. Но я надеюсь, что все-таки что-то изменится, иначе всем просто не хочется жить. Эта выставка – как урок всем нам, которые живут сейчас, с надеждой, что удастся что-то сдвинуть, хотя бы в отношении памятников.
Выставка открыта до 21 апреля.