Новости, Общество, Хроника

«Создана машина насилия над заключёнными»

Члены президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, которые начали трехдневную миссию в Карелии, сегодня обсудили ситуацию в следственных изоляторах и исправительных колониях республики.

Во время специального заседания СПЧ по теме «Актуальные вопросы соблюдения прав человека в местах принудительного содержания»
Во время специального заседания СПЧ по теме «Актуальные вопросы соблюдения прав человека в местах принудительного содержания»

Изысканность интерьера Национального музея Карелии, где проходило открытое заседание под председательством главы СПЧ Михаила Федотова, резко контрастировала с жуткими свидетельствами о пытках, издевательствах, унижении человеческого достоинства заключенных. Об этом рассказывали адвокаты, члены СПЧ, бывший заключенный Олег Кузнецов, мать узника карельской колонии, депутат парламента Карелии Эмилия Слабунова. Заседание проходило с участием представителей прокуратуры, Следственного комитета, МВД, уполномоченного по правам человека республики.

От УФСИН Карелии, ведающего местами принудительного содержания, на встречу с членами президентского совета никто не явился.

— У меня чувство удивления, честно говоря, — сказал в начале заседания член СПЧ Игорь Каляпин. — В разных учреждениях ФСИН приходилось бывать, видели разные нарушения, но нигде не было, чтобы что-то скрывали и прятали — ни в Челябинской области, ни в Нижегородской, ни в Чеченской республике.

Когда в ноябре члены СПЧ прибыли в Карелию по жалобе Ильи Дадина, им, как рассказал Игорь Каляпин, запретили знакомиться с документами, пользоваться диктофоном при общении с заключенными, ограничили время посещения.

— Фактически наша работа была сорвана, — считает Игорь Каляпин. — Что же такое происходит в УФСИН Карелии, если даже  боятся предоставить доступ к документам? Вопросов всё больше и больше…

На заседании прозвучало, что ужесточение условий содержания заключенных в Карелии произошло в 2012 году. Адвокаты привели ужасающие подробности истязаний людей в колониях и СИЗО, например, о принудительном, дважды в день, растягивании на шпагат, разрывающем паховые связки. Пожилая женщина, сидящая за спинами членов СПЧ, принялась вытирать слезы уголком платка: ее сын находится в колонии, и ей тоже было что сказать.

Выступает мать заключенного
Выступает мать заключенного

В карельских колониях, судя по свидетельствам адвокатов, используется такой средневековый пыточный метод, как подвешивание на дыбе. На заседание пришел недавно освободившийся Олег Кузнецов, который провел шесть лет в заключении по статье за мошенничество. Он по просьбе члена СПЧ Андрея Бабушкина назвал имена трех главных мучителей. По его словам, они получают наслаждение от истязания, в ходе его хохочут. Но есть, по словам Олега Кузнецова, и такие сотрудники УФСИН, которым не нравится то, что творится.

Олег Кузнецов (в центре): "Бьют всех всегда. Ну или почти всех и почти всегда..." У окна стоит Максим Шевченко
Олег Кузнецов (в центре): «Бьют всех всегда. Ну или почти всех и почти всегда…» У окна стоит Максим Шевченко

Практикуется пытка холодом, обычное дело — нарушение санитарно-бытовых условий содержания, оскорбление религиозных чувств. На это резко отреагировал телеведущий, член СПЧ Максим Шевченко. Есть и такое изощренное издевательство, как громыхающая с раннего утра до позднего вечера музыка, превышающая максимально допустимые СанПином 55 децибелов.

В ШИЗО (штрафном изоляторе) могут держать свыше допустимых правилами 15 суток, даже по несколько месяцев. Заключенных лишают возможности направить жалобы в контролирующие органы или запугивают тех, кто на это решился. В колонии в Надвоицах, сообщил один из адвокатов, избивают не сотрудники колонии, а так называемые активисты из заключенных. Один из них готов дать показания.

Видеозапись в колониях включается выборочно — причем на законном, как оказалось, основании. Таким образом моменты истязаний не фиксируются, да и хранится запись всего месяц. Одну видеозапись, срок хранения которой истекает завтра, председатель СПЧ Михаил Федотов срочно затребовал.

По ходу заседания члены СПЧ фиксировали, какие недоработки есть в законодательстве, какие изменения следует вносить.

Эмилия Слабунова рассказала, в каких условиях содержится в колонии-поселении бывший глава Прионежского района Светлана Чечиль. У Михаила Федотова по ходу сообщения возникли вопросы. Оказывается, администрация колонии-поселения не имеет права заставлять ее целый день носить арестантскую робу — по правилам носится только рабочая одежда и во время работы, от которой Светлана Чечиль как пенсионерка освобождена. Не имеют права в колонии-поселении требовать, чтобы общение с посетителем проходило только через стекло. Не имеют права трижды в день проводить построения…

Член СПЧ Лев Пономарев заметил, что эксцессы бывают всюду. Но в следственных изоляторах и исправительных колониях Карелии не просто отдельные происшествия:

— Создана машина насилия над заключенными. Сейчас мы прорываем информационную блокаду вокруг пыточных зон.

Участники совещания внесли предложения  по исправлению ситуации в местах принудительного содержания заключенных. Михаил Федотов запросил ряд документов. Завтра члены СПЧ побывают в изоляторе временного содержания иностранцев.

10 февраля на совещании в правительстве Карелии будут подведены итоги трехдневной миссии членов СПЧ в Карелии,  в ходе которой правозащитники также посетят школу-интернат, побывают в Сунском бору, встретятся со студентами-волонтерами ПетрГУ и изучат еще ряд вопросов.

9 февраля в 16 часов члены СПЧ проведут прием граждан в Петрозаводске в здании Правительства Республики Карелия по адресу: г. Петрозаводск, проспект Ленина, д. 19.

Фото автора