Очередная лекция Елены Евгеньевны Ициксон в Национальном музее Карелии была посвящена ансамблю зданий военного ведомства в Петрозаводске.
Формирование архитектурного ансамбля началось с размещения в конце 20-х годов прошлого века в бывшем архиерейском доме на улице Гоголя (проект Михаила Преображенского) Дома Красной Армии. Выглядело это здание тогда совсем по-другому, чем теперь. В нём было два этажа, наружная штукатурка отсутствовала, а бывшая звонница являлась основным акцентом.
Вот вокруг него как главного здания всего квартала с 1933 года и стали появляться жилые многоквартирные дома для семей военных. Два из них заняли свои места по флангам – слева и справа от Дома Красной Армии. Созданные в стиле пролетарской классики, они не имели никаких излишеств, углы и цоколь были рустованы, внешнее оштукатуривание отсутствовало, брутальный вид соответствовал суровому духу тех дней.
К сожалению, вряд ли когда-то получится установить фамилии и судьбы всех, живших в этих домах в то время, но Елене Евгеньевне этого бы очень хотелось. Она уверена, его жильцами была большая часть командиров национальной воинской части — Карельского Егерского батальона, созданного в 1925 году (с 1931-го Отдельная Карельская егерская бригада). Кадровые военные, финны по национальности, они были названы карельским журналистом Сергеем Лапшовым «погибшими без боя». Вот некоторые страшные цифры, приведённые на лекции: из 257 членов Егерской бригады репрессированы 225 человек, 90% расстреляны или умерли в тюрьмах. Выжили единицы, среди них командир бригады Матсон.
Елена Евгеньевна попыталась отыскать имена погибших в партийном архиве. Ей удалось ознакомиться с делом Эйолфа Георга Матсона, в котором он описывает все происходившие с ним ужасы. «Читать эти материалы – выйти больным из архива», — говорит она.
Елена Ициксон уверена: говоря об архитектуре, нельзя говорить только о ней. Всегда всплывают имена людей, так или иначе связанных с историческим местом, а потому в этот день мы вспомнили и архиерея Никанора, задумавшего построить в 15 саженях от красной линии Гоголевской улицы новый архиерейский дом с большой домовой церковью, и архитекторов Василия Тухтарова (1805 — 1861) и Михаила Калитовича (1817 — 1909), проектировавших и построивших напротив здание духовной семинарии, которое в послереволюционн
Говоря об истории Карельской трудовой коммуны, нельзя не вспомнить жильцов домов военного ведомства. Несколько десятков мемориальных досок стали бы памятником становления государственности, героизма, ошибок, заблуждений, преступлений, а ещё – напоминанием и предостережением потомкам.
Вернёмся к вопросам архитектуры и перенесёмся в прошлое. Мы стоим с вами на улице Гоголя, лицом к Дому Красной Армии. Вид его для нас непривычен, ведь он ещё без колонн, портика и барельефа и не так велик. Два жилых дома по бокам огромны для того времени, они формируют фасад улицы, находятся в равновесии с крупным по габаритам зданием бывшей духовной семинарии на другой стороне улице Гоголя, у нас за спиной. А вот к мелкой застройке соседних улиц дома обращены своими торцами, а потому не конфликтуют с ней. Всё говорит о том, что человек, их создавший, относился к архитектуре как искусству и уважал её законы. Но его имя нам пока не известно, его можно только предполагать.
Теперь перейдём на улицу Анохина и встанем лицом к кварталу военведовских домов. Чтобы и эта часть квартала стала гармоничной, на углу слева от нас зеркально был возведён ещё один жилой дом, под стать находившемуся справа. А вот два здания посередине (№№ 8 и 12 по ул. Анохина) сделаны в унисон друг другу, сдвинуты вглубь квартала. В довоенное время перед ними размещалась нарядная ограда, но ещё в 1941 году здесь проектировался широкий сквер.
Мы помним, сколько сил понадобилось жителям этих домов несколько лет назад, чтобы противостоять планам компании ТГК-1 проложить магистральные трубы на месте сквера ценой уничтожения зелёных насаждений. Если бы не общественница Дарья Каликина, это непременно бы произошло, важная историческая деталь квартала была бы утрачена.
Таким образом, к 1936 году все пять зданий были построены и ансамбль квартала сформирован. В годы войны сгорели и были разобраны на кирпич оккупационными властями жилые дома на углу улиц Гоголя/Анохина и Анохина/Горького
Перенесёмся в трудное послевоенное время. Несмотря ни на что полным ходом идёт восстановление Петрозаводска. Это касается и наших домов. Они не только восстанавливаютс
Благодаря архитектору Эмилии Андриановне Тентюковой (1925 — 2005) у Дома офицеров появляется третий этаж, мощные высокие колонны с нижним диаметром 1.90 метра, поддерживаемый ими мощный портик, великолепный барельеф с орденом «Победы», знаменами и орудиями, центральный вход (прежний был от центра сдвинут) и решётка на входных дверях с венками, серпами и молотами.
После реконструкции Дом офицеров занял главное место в ансамбле и композиционно держит на себе весь квартал. Кстати, потому и планируемая вокруг него ограда в полном объёме не понадобилась, даже оказалась бы лишней. Мы видим её уменьшенной вдвое по высоте, нарядной и помогающей совершить плавный переход от Дома офицеров к жилым зданиям.
Пролетарская классика была уже пройденным этапом, а потому здания оштукатурили, окрасили и украсили, промежуточный карниз перенесли на этаж выше. Брутальность сменили парадность и нарядность, после тягот и страданий так хотелось праздника.
Очень интересно было узнать, как отразилась на зданиях ансамбля печально известная борьба с излишествами в архитектуре. Елена Евгеньевна читает дома как книги и уверена: дом по улице Анохина №12 реконструировали раньше, он более наряден. Кстати, на его дворовом фасаде нижний карниз остался на прежнем, довоенном месте, и не совпадает с перенесённым карнизом других стен, что, конечно, выглядит ляпсусом.
А вот дом по улице Анохина №8 оставлен в довоенном декоре. Сохранены рустованные углы, замковые камни над проёмами, не добавлены украшения, не перенесён карнизный пояс. Единственное отличие от исходного вида – он оштукатурен, но это планировалось изначально. Всё это позволяет сделать вывод, что именно «дом № 8 является завершенным образцом типового жилого дома, разработанного в конце 1920-х в СКУ РККА и сохранившегося в Петрозаводске, в отличие от всех других зданий военного ведомства, возведенных в квартале, ограниченном улицами Гоголя, Анохина, Горького и Антикайнена». (Материалы IX научной конференции, 12-13 февраля 2015 года, пленарный доклад Е.Е. Ициксон)
В соседнем квартале, напротив железнодорожного колледжа на улице Анохина, также была оставлена широкая полоса озеленения, что делало её стильной, столичной. Елена Евгеньевна обратила наше внимание на то, как с исчезновением щедрого и ухоженного озеленения город эту столичность и лоск потерял. А всё потому, что в градостроении мелочей не бывает, каждая деталь должна быть на своём месте, играть свою роль и быть профессионально продумана.
Вы и сами можете попутешествовать в прошлое. Зайдите во двор дома по улице Гоголя, 22 (паспортная служба). На вас сумрачно взглянет неоштукатуренная серая стена и разместившиеся под самой крышей кронштейны…из досок. Скромность средств, даже бедность, но готовность к лишениям ради светлого будущего, безжалостность к себе и к другим, вера и крушение надежд. Немного страшно, неуютно, у меня там даже в жаркий день мороз по коже и видение «чёрного воронка» у подъезда.
Обратите внимание, как сделана кладка: скрепляющий кирпичи раствор не доходит до их краёв, на профессиональном языке это называется «пустошовка». Ещё одно доказательство, что здание планировалось оштукатурить, в эти пустоты раствор затекает, чтобы плотнее соединиться с кирпичной основой.
Хотя здания реконструированы в границах хорошо сохранившихся прежних фундаментов, торцевые завершения всех угловых домов были ликвидированы. По меркам того времени открытые к улице дворы были уже недопустимы.
Что перед нами сегодня?
Закрытый с 2011 года и гибнущий под ветхой кровлей без обитателей и отопления Дом офицеров. По непонятной причине его откладывающийся ремонт. Радует, что проект ремонтных работ составлен с учётом обязательного сохранения точного вида элементов здания – входа, колонн, барельефа, зала. Неизвестно, что там будет располагаться. Многим хотелось бы, чтобы в здании с такой историей оказались не очередные офисы. Ведь Общество жителей блокадного Ленинграда ютится в подвале деревяшки, у многих общественных организаций недостаточно места, и они раскиданы по всему городу, что затрудняет их взаимодействие. Очень кстати был бы для общих мероприятий и зал Дома офицеров на 450 мест с прекрасной акустикой.
Мы видим отремонтированно
Все пять домов ансамбля признаны выявленными объектами культурного наследия, и это замечательно. Их нельзя снести, добавить пристройки типа печально известного «Невского пассажа», уничтожить архитектурные детали. Но жильцов беспокоит, во сколько обойдётся им капитальный ремонт домов. Потому что по существующему законодательству в таких случаях он обходится дороже и требует многих согласований. Уверена, раз это наше общее культурное наследие, то в эти затраты государство обязательно должно вносить свою значительную лепту. Очень хочется, чтобы муниципальная власть предусмотрела в ежегодном бюджете средства на ремонт петрозаводских домов и сделала это незамедлительно.
Потому что невозможно без слёз смотреть на изъеденную башню почтамта, на обрушающиеся кронштейны и балконы зданий на проспекте Карла Маркса, улице Энгельса, проспекте Ленина. Этот процесс сейчас носит массовый характер, потому что все эти дома ровесники.
На лекции был задан вопрос: «Если многие из них уже признаны объектами культурного наследия и охраняются государством, что это реально означает?». К сожалению, за этими словами мало что стоит, кроме фиксации самого факта.
А значит, надо теребить наших депутатов всех уровней, начиная с Петросовета, решать вопрос финансирования ремонта нашего общего, государственного
А дальше только плакать хочется…И это лишь малая толика того, что происходит. С момента фотографирования прошло уже несколько лет дальнейшего разрушения исторических зданий.
12 марта цикл публичных лекций Елены Ициксон в Национальном музее Карелии завершит лекция «Творческие портреты архитекторов, застраивавших Петрозаводск в 1940-1950 гг.» Начало в 14 часов.
Фото Юлии Свинцовой