Инновационный подход к обучению детей представила Франсуаза Дюбуа, основатель школы «Свободная Эмилия».
В школе «Свободная Эмилия» учатся 300 детей, штат составляет до 50 человек, включая работников кухни и уборщиков помещений.
Философия, положенная в основу школы «Свободная Эмилия», базируется на теории социального конструктивизма, основоположником которой был Лев Выготский. Согласно этой теории наши знания зависят от наших взаимоотношений с миром и другими людьми и формируются благодаря нашему опыту, культуре и взаимоотношениям. Именно с этих теоретических подходов и начала свой доклад Франсуаза Дюбуа.
С раннего возраста ребенок рассматривается как ценность, как сильная личность, а процесс получения знаний рассматривается как воспитание жизнестойкости. Этот подход предполагает уважение к личности ребенка, ответственность и вовлеченность в общие дела в классе, школе, в обществе в целом. Дети исследуют мир, окруженные поддержкой и обогащенной средой, где программа обучения соответствует их интересам.
После теоретического обоснования Франсуаза Дюбуа перешла к описанию организации обучения детей на практике:
– Ребенок – не пустой сосуд, который необходимо наполнить знаниями.
Концепция «100 языков ребенка» помогает детям получать знания через игру, размышления, обсуждения, исследовательскую деятельность и творчество. Эти же языки используются в обучении детей ежедневно, помогая самовыражению. Новые знания ребенок наслаивает на имеющиеся и интерпретирует их в соответствии со своим личным опытом. Этот процесс в корне отличается от привычного: открыл учебник, прочитал параграф, запомнил факты, пересказал учителю на оценку.
В школе «Свободная Эмилия» перед детьми ставятся открытые вопросы, предполагающие исследовательскую деятельность, например: «Что нужно для того, чтобы люди в обществе были счастливы?». Для ответа на вопрос восьмилетние дети начинают проектировать общество на близком им уровне: дом – школа – магазин… Они понимают, что ребенку нужна семья и школа, родителям – работа, городу – река, дороги и мосты…
Чтобы «появилась» река, дети изучают процесс круговорота воды в природе, начиная с ледникового периода, включая образование материков и континентов. Проектируя дорогу, понимают, что обществу нужны правила дорожного движения, дорожная разметка, дорожные знаки. Изучив дорожные знаки, каждый выбирает для себя два наиболее интересных и пишет небольшое эссе с изображением знаков, отвечая на вопрос, почему эти дорожные знаки так важны.
Так в ходе проектной деятельности формируются межпредметные связи, дети обогащаются новыми знаниями, а роль педагога сводится к руководству процессом обучения. Попутно формируется умение работать в команде, прислушиваться к мнению других, способность отстаивать свою точку зрения, мыслить критически.
По словам Франсуазы, после того, как дети построили макет, подискутировали в группах, выполнили задание на классификацию, овладели новыми терминами, расширив свой словарный запас, составили карту, письменное задание в виде эссе на заданную тему выполняется на значительно более высоком уровне.
Интересна организация обучения. В классе 30 учеников и два педагога. Если детям дается инструкция или читается лекция, то для всего класса. Если же происходит проектная исследовательская работа, то класс делится на две группы по 15 человек (по одному учителю в каждой), при этом каждая подгруппа разделяется еще на три по пять детей в каждой.
Окружение является обогащающей средой, третьим учителем. Важно организовать непрерывность процесса исследования, игры и обучения. Одинаково высоко ценится организация пространства как внутри школы, так и на открытом воздухе. Она должна позволять детям свободно перемещаться, иметь доступ к стимулирующим ресурсам — не закрытым на ключ в шкафах!
Как же школа «Свободная Эмилия» находит возможность создавать обогащающую среду для детей? Все школы Швеции, частные и государственные, получают госфинансирование на равных правах. Школа «Свободная Эмилия» привлекает труд родителей примерно четыре раза в год во время каникул, чтобы экономить выделенные государством финансовые ресурсы на приобретение музыкальных инструментов, материалов для творчества, которые требуются в большом количестве.
Остается ли у педагогов школы свободное время для собственных детей? Педагоги школы работают с восьми утра до половины пятого. После этого они свободны от школы, если только не побеспокоит звонок кого-либо из родителей. Дети получают минимальное количество домашних заданий, что также экономит время педагогов на их проверку.
С трех часов до половины пятого у педагогов есть время на рефлексию, что является обязательным компонентом в рамках данного подхода. Рефлексия проходит в группах по составленному расписанию. Обучая, учитель наблюдает за детьми в процессе обучения, позволяя им экспериментировать, совершать ошибки и находить новые решения. Поскольку роль учителя заключается в мягком направлении детей к интересующим их областям знаний, то постоянная рефлексия обязательна. Учителя, проводя рефлексию, сопоставляют цели и задачи достигнутым результатам, корректируют планы работы с классом и индивидуально с каждым ребенком.
Как оцениваются знания детей? Для оценивания результатов обучения дважды за период обучения в школе — в 12 и в 16 лет — проводится всеобщее государственное тестирование. В школе же оценки по предметам выставляются в виде букв (A, B, C, D, E) c полным описанием знаний ребенка.
Франсуаза Дюбуа с гордостью заявила, что школа «Свободная Эмилия» гордится своими учениками. Часто единственная претензия, которую порой могут им предъявлять колледжи, — то, что перед тем как начать выполнять задание, выпускник этой школы всегда спросит, зачем это нужно делать, с какой целью.
По словам Франсуазы Дюбуа, ученики «Свободной Эмилии» отличаются высоким уровнем самостоятельности, ответственности, критическим мышлением, умением отличать главное от второстепенного, легкостью в освоении новых знаний, что обусловлено широтой знаний и опыта, полученных в школе.
Согласно результатам общегосударственного тестирования, ученики этой школы показывают высокие результаты как на уровне коммуны Норботтен, так и на общенациональном уровне.
Кто может учиться в этой школе? Школа открыта для всех детей, но в очередь на зачисление в нее родители записывают своих детей с рождения.
Франсуаза Дюбуа надеется, что даже если один педагог из присутствовавших на встрече в Петрозаводске посмотрит на процесс обучения детей под другим углом, то встреча прошла не зря.
Участники встречи получили возможность увидеть школу «Свободная Эмилия», посмотрев короткометражный документальный фильм режиссера Тамары Сушко – руководителя проекта со шведской стороны.
Встреча была организована в рамках российско-шведского проекта АНО «Содействие» «Северный взгляд: внутренняя сила искусства как инструмент инноваций».