Анонс

Из вечного истока мы начинаем путь…

В Музее изобразительных искусств Карелии открылась выставка петербургского художника Юрия Люкшина «Лики России».
 
{hsimage|Юрий Люкшин на вернисаже в Петрозаводске ||||} Здесь представлены работы художника на темы «Калевалы», «Слова о полку Игореве», из серий «Валаам» и «Псково-Печерский монастырь». Скажу сразу, это не иллюстрации в прямом понимании этого слова к карело-финскому эпосу или древнерусской поэме.
 
Участники вернисажа получили в подарок книгу Ю. Люкшина «Петербургская мелодия «Калевалы». Как сказал Армас Мишин, переводчик «Калевалы», он впервые читал книгу об эпосе не литературоведа или писателя, но художника. Причем, не рассказ о своей работе, а попытку настоящего исследования, которое художник провел с помощью художественных образов.
 
Сам Люкшин признается: "Для меня "Калевала" — это тропа узнавания голосов предков, голосов Мира Первообразного, песнь, заклинание, молитва Мировому Духу Рода Человеческого». И это узнавание бесконечно. Выступая на вернисаже, Ю. Люкшин привел несколько цифр: сколько лет каждый из художников, обращавшихся в разные годы к «Калевале», работал потом над этой темой. Оказывается, не по одному десятку лет. Настолько неисчерпаем эпос, притягателен и многолик. Кстати, искусствоведы считают Ю. Люкшина преемником замечательного русского художника, тоже петербуржца Павла Филонова.
 
{hsimage|Ю. Люкшин. Плач Ярославны ||||} В оформлении книги Ю. Люкшина использованы работы не только его, но и детей, участников мастер-классов художника. (Как и в другой книге Ю. Люкшина – «Душа единения – святой преподобный Сергий Радонежский»). На выставке представлен уникальный, существующий в единственном экземпляре альбом живописных работ по «Калевале», автором которых стал 31 юный художник в возрасте от 9 до 13 лет. Это воспитанники этнокультурного центра «Китежград», участники мастер-класса Ю. Люкшина в 1999 году.
 
Дети – особая страница жизни и творчества Юрия Люкшина. В одном из интервью он рассказывал: «Работать с детьми я начал в 1998 году на выставке «Отец Алипий», посвященной памяти моего дорогого наставника — настоятеля Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия (И. М. Воронова). Я попал к нему совсем мальчишкой — в 16 лет. И думаю, что он научил меня самому главному — видеть красоту окружающего мира и красоту каждого человека, духовную красоту.
 
Отец Алипий прожил непростую, но такую прекрасную жизнь. Прошел всю Великую Отечественную войну, как он потом вспоминал — «в одной руке винтовка, а в другой этюдник с красками». Был художником, реставратором, священником, воспитавшим множество духовных учеников, восстановил из руин монастырь, данный ему под начало. Отец Алипий заронил в меня так много любви и тепла, открыл мне смысл истинной веры, которые я сегодня пытаюсь передать моим юным воспитанникам».
 
Мальчишкой встретился Юрий Люкшин с архимандритом Алипием, научившись у него ценить красоту духовную. Сегодня он передает эту эстафету своим ученикам, при этом всегда подчеркивая, что они учатся друг у друга. И ему, маститому, признанному мастеру, умудренному годами и опытом, эти уроки также нужны, как и его юным коллегам. И неважно, что далеко не все они станут художниками, для наставника важно научить их видеть красоту окружающего мира и человека.
 
В русской истории, в вере пытается найти художник ответы на многие волнующие сегодня его вопросы. Итогом его поисков становятся картины.
 
Интересно сравнить работы художника из двух его серий – «Валаамские старцы» и «Старцы Псково-Печерского монастыря». Монахи Валаамского монастыря лишены даже малейшего намека на своих прототипов – это лики святых, с которых долгие годы служения Богу стерли все земное. Такие лики мы встречаем на древнерусских иконах. И наоборот, лица старцев Псково-Печерского монастыря при всей своей одухотворенности вполне реальные и земные.
 
Наш вечный источник – это Россия, ее история, ее духовность и вера, утверждает художник и предлагает нам присоединиться к нему в этой оценке.
 
Фото автора