Анонс

Петрозаводску – слава! Лодке – честь!

Открылась выставка, посвященная народному судостроению Карелии.

 

Гравюра XVI века,  представленная на выставке «Народное судостроение Карелии. Традиции и современность»

 

Он томим одной заботой,

Как художник в старину

Перед главною работой

Не притронется к вину.

На ногах он спозаранку,

На дворе, уже с утра,

Слышно шарканье рубанка,

Перестуки топора.

Стружки, стружки, словно пена!

Мастер собран, деловит.

И «кижанка» постепенно

Обретает должный вид.

Дым струит от папироски,

И в прищуре – зоркий глаз.

Славно выструганы доски

И кокоры – первый класс!

Сколько дней он лодку ладит!

Против правды не греша,

Он борта ее погладит,

Взглядом скажет: «Хороша!»

Пусть теперь ее качает

Крепкий ветер штормовой,

Пусть Онего повенчает

Лодку новую с волной!

Эти стихи поэт и художник Алексей Авдышев посвятил лодочному мастеру  Р. Ермолину. Я нашла их, когда  готовила  репортаж с очередной  Кижской регаты. В 2012 году она была 14-я, в этом отпразднует 15-летие. С 1999 года музей-заповедник «Кижи» проводит регату и фестиваль традиционного деревянного судостроения. Это не чисто спортивное мероприятие: традиционные деревянные лодки – часть культуры  Русского Севера. Не случайно на регату на остров приезжают мастера-лодочники со всей Карелии, и на старт кроме красавиц-«кижанок» выходят «водлозерки», «пряжинки», «сегозерки»… Одним словом,  чуть ли не на каждом водоеме свои суда, свои мастера. Мастера часто сами садятся в сшитые ими лодки, чтобы принять участие в соревнованиях.

Лодки перед стартом

Гонка традиционных лодок на Кижской регате

На предыдущей выставке главным экспонатом была «кижанка». На этот раз в центре экспозиции «Народное судостроение Карелии. Традиции и современность» реконструкция древней лодки – долбленого набойного челна из филиала Национального музея в Шелтозеро. Лодку «сшил корнем» по исчезнувшей технологии известнейший лодочный мастер Михаил Наймарк.

Выставка партнерская: Национальный музей предоставил из своих фондов более 80 экспонатов – модели лодок, распространенных на территории Карелии, инструменты, используемые «при строительстве» лодок, орудия промыслов. Второй партнер «Кижей» – Морской музей «Полярный Одиссей». Карелия, к счастью, до сих пор еще остается своего рода заповедником народной культуры, деревянная народная лодка – часть этой уникальной культуры.

Над челном в центре экспозиции десятки фотографий, своеобразная галерея почета лучших мастеров-лодочников Карелии. А тот факт, что в Кижской регате каждый год число деревянных лодок сохраняется, свидетельствует, что это уникальное ремесло еще живо, не потеряно навсегда. Хотя специалисты — в первую очередь автор выставки, старший научный сотрудник музея «Кижи» Юрий Наумов — не раз высказывали беспокойство о будущем  деревянного судостроения в Карелии. Юрия Наумова многие хорошо знают как одного из организаторов и бессменного главного судью Кижской регаты. Около года назад вышла в свет его книга, посвященная истории деревянного судостроения, и в первую очередь лодке-«кижанке».

Галерея мастеров-лодочников

Юрий Наумов

«Результаты 15 лет научной работы музея-заповедника «Кижи» по изучению народного судостроения, говорят в музее, свидетельствуют: в наших краях народное судостроение сохранилось лучше, чем в других областях России. В Поморье и на Онежском озере, в бассейне озер Куйто, Сегозеро и Сямозеро обнаружен возврат к традициям — современные мастера строят лодки на основе изучения старых судостроительных технологий, обучают этому мастерству молодежь».

На счету сотрудников музея-заповедника «Кижи» более 20 экспедиций, в ходе которых были зафиксированы процессы строительства лодок и рассказы мастеров, сфотографированы около 2000 традиционных лодок и записаны почти 500 фамилий мастеров, из которых 100 человек работают до сих пор.

В центре экспозиции копия старинного челна

Экспонаты выставки

На открытии выставки директор музея-заповедника «Кижи» Эльвира Аверьянова обратилась к представителям правительства:  даже не музею, а в первую очередь мастерам-лодочникам из районов Карелии нужна помощь в доставке судов на остров для участия в Кижской регате. Доставить лодку в Кижи сегодня не только хлопотно (с этим можно справиться), но и дорого.

Петрозаводск – центр строительства деревянных судов в России! Этот бренд не нужно выдумывать, он уже существует. Его создали клуб «Полярный Одиссей» и карельский Морской историко-культурный центр, сохранив традиции строительства деревянных судов. В Петрозаводске работают четыре верфи и мастера-лодочники; молодежь строит лодки в Карельской государственной педагогической академии и Дворце творчества детей и юношества. Мне довелось встречать на регате  школьников, студентов из Москвы, Петрозаводска, Петербурга. Они приходили к финишу далеко не первыми. Но с какими горящими глазами!

После музея «Кижи» регату стали проводить и в других регионах России. В поселке Устье на Кубенском озере, что в Вологодской области, местная регата проходит под девизом «Устью – слава! Лодке – честь!». Один из тамошних лодочников, что называется, своим ходом пришел к Кижам для участия в нашей регате.

Не скажу, что на этот раз  партнерская выставка будет интересна широкому кругу посетителей. Хотя для кого-то она станет первым знакомством с народной культурой Карелии, появится желание самому побывать на регате.

Когда под звуки кижских колоколов лодки отправляются на дистанцию (а первыми это делают старинные ушкуи и долбленки, а затем «кижанки») – впечатление незабываемое,  даже для тех, кто не впервые приезжает на регату. А туристы, оказывавшиеся  в это время на острове, забывают о своих теплоходах и потом еще долго стоят на палубах своих лайнеров, пока остров не скроется из виду.

Выставка «Народное судостроение Карелии. Традиции и современность» (выставочный зал музея «Кижи» — пл. Кирова,10 а) открыта до 14 апреля 2013 года.

Фото автора и пресс-службы музея-заповедника «Кижи»

 

 

  • Алексей Конкка

    Никакого благолепия! Осталось три-четыре мастера. Поэтому если министерство культуры не почешется, через год-два они все умрут — вот она, голая правда!

  • Алексей Конкка

    Исторический центр строительства поморских судов по свидетельству многих и многих живописателей, например, Максимова (Год на Севере) — это карельская деревня Подужемье. Деревня бессмысленно уничтоженная советскими «гидростроителями», хотя не исключаю, что сознательно.