В Музее изобразительных искусств Карелии открылась выставка «Два монолога о Севере» Маргариты Пермяковой и Ольги Юнтунен.
Первоначально выставки известных карельских художниц планировались отдельно, но счастливая случайность их объединила. Художницы разные – по манере изображения, по взгляду на жизнь, и все же есть у них общее. В результате выставка получилась удачной. Точное название выставки заранее настраивает на два диаметрально противоположных взгляда на Север. Куратор выставки Анита Дункерс предложила наиболее оптимальную форму экспозиции – у каждого автора свой зал.
Маргарита Пермякова (слева) и Ольга Юнтунен
Поздравления от председателя Союза художников Владимира Баландина
Маргарита Пермякова со своим учителем А. И. Каштановым
Маргарита Пермякова видит Север красочным, воздушным и праздничным. Иногда ее акварели напоминают мне рериховские образы. Акварельные соборы на листах Маргариты словно плывут в небесах, иногда не понять, где же та невидимая граница, что разделяет воду и небо. Есть полное ощущение, что двадцать пять лет жизни на севере сделали свое дело, и крымская девчонка всецело полюбила этот край: об этом говорят ее акварельные этюды, созданные во время пленэров в Кижах, Нурмолице, в Великом Устюге и Великом Новгороде.
Маргарита Пермякова. Весеннее настроение
Маргарита Пермякова. Красные холмы
Акварели, офорты и темпера Ольги Юнтунен выполнены совершенно в другой манере: сдержанны по колориту, в них нет ярких сюжетов. Все очень буднично, спокойно, размеренно, но за этой нарочитой сдержанностью и обыденностью читается затаенная глубина. Непостижимая, непонятно почему и как возникающая в сердце вселенская печаль: начинаешь думать о жизни и смерти, философствовать о прожитом и хочется убежать, уехать туда, в эти просторы, где серебрится вода на апрельском солнце, где над серыми избами играет солнце, где карельский камень согрет редким солнечным светом. Не зря говорят, что каждый город на земле хранит в своем сердце память о деревне.
Ольга Юнтунен. После снегопада
Ольга Юнтунен. Чистый четверг
Все утверждают, что на творчество Ольги повлиял ее муж, известный карельский художник Олег Юнтунен, ушедший из жизни несколько лет назад. Ольга в какой-то степени продолжает его философскую линию, на мой взгляд, в этом нет ничего предосудительного. Да и вряд ли это было бы возможно, если бы Ольге не были близки взгляды мужа на искусство и жизнь.
В представленных авторами произведениях вы не увидите людей. В лучшем случае – собака или лошади в офортах Ольги Юнтунен. У нее и названия точны и даже сухи, констатируют время и место: «Деревня Суйсарь. Ноябрь», «Май в Куйтеже», «Апрельское утро», «Туман. Косалма», «Вечер в Подпорожье».
У Маргариты Пермяковой названия более отвлеченные, описывают состояние: «Весеннее настроение», «Осенний дождик», «Заонежские просторы», «Прозрачный день», «Красные холмы», «Тишина».
А вот состояние тишины, пожалуй, объединяет художниц, как объединяют их и некоторые другие моменты. Обе художницы приехали в Карелию в молодости: Маргарита из Ялты, а Ольга из Сибири. Обе работают педагогами: Маргарита в Славянском международном институте, а Ольга в Детской художественной школе. А еще их объединяет всепоглощающая любовь к искусству, с ним связана вся их жизнь.
Фото автора