Анонс

Два голоса, два монолога

В Музее изобразительных искусств Карелии открылась выставка «Два монолога о Севере» Маргариты Пермяковой и Ольги Юнтунен.

Первоначально выставки известных карельских художниц планировались отдельно, но счастливая случайность их объединила.  Художницы разные – по манере  изображения,  по взгляду на жизнь, и все же есть у них общее. В результате выставка получилась удачной. Точное название выставки заранее настраивает на два диаметрально противоположных взгляда на Север. Куратор выставки Анита Дункерс предложила наиболее оптимальную форму экспозиции  – у каждого автора свой зал.

Маргарита Пермякова (слева) и Ольга Юнтунен

Поздравления от председателя Союза художников Владимира Баландина

Маргарита Пермякова со своим учителем А. И. Каштановым

Маргарита Пермякова видит Север красочным, воздушным и праздничным.  Иногда ее акварели напоминают мне рериховские  образы.  Акварельные соборы  на листах Маргариты словно плывут в небесах, иногда не понять, где же та невидимая граница, что разделяет воду  и небо.  Есть полное ощущение, что  двадцать пять лет жизни на севере сделали свое дело, и крымская девчонка всецело полюбила этот край: об этом говорят ее акварельные этюды, созданные во время пленэров в Кижах, Нурмолице, в Великом Устюге и Великом Новгороде.

Маргарита Пермякова. Весеннее настроение

Маргарита Пермякова. Красные холмы

Акварели, офорты и темпера Ольги Юнтунен выполнены совершенно в другой манере: сдержанны по колориту,  в них нет ярких сюжетов. Все очень буднично, спокойно, размеренно, но за этой нарочитой сдержанностью  и обыденностью читается  затаенная глубина. Непостижимая, непонятно почему и как возникающая в сердце вселенская печаль: начинаешь думать о жизни и смерти, философствовать о  прожитом и хочется  убежать, уехать туда, в эти просторы, где серебрится вода на апрельском солнце, где над серыми избами играет солнце, где карельский камень согрет  редким солнечным светом.  Не зря говорят, что каждый город на земле  хранит в своем сердце память о деревне.

Ольга Юнтунен. После снегопада

Ольга Юнтунен. Чистый четверг

Все утверждают, что на творчество Ольги повлиял ее муж,  известный карельский художник Олег Юнтунен, ушедший из жизни несколько лет назад.  Ольга в какой-то степени продолжает его философскую линию, на мой взгляд, в этом нет ничего предосудительного.  Да и вряд ли это было бы возможно, если бы  Ольге  не были близки взгляды мужа на искусство и жизнь.

 В представленных авторами произведениях  вы не увидите людей. В лучшем случае – собака или лошади в офортах Ольги Юнтунен.  У нее и названия  точны и даже сухи,  констатируют  время  и место: «Деревня Суйсарь. Ноябрь», «Май в Куйтеже», «Апрельское утро», «Туман. Косалма», «Вечер в Подпорожье».

У Маргариты Пермяковой  названия более отвлеченные, описывают состояние: «Весеннее настроение», «Осенний дождик», «Заонежские просторы», «Прозрачный день», «Красные холмы», «Тишина».  

А вот состояние тишины, пожалуй, объединяет художниц, как объединяют их  и некоторые другие моменты. Обе художницы  приехали в Карелию в молодости: Маргарита из Ялты, а Ольга из Сибири. Обе работают педагогами: Маргарита в Славянском международном институте, а Ольга в Детской художественной школе.  А еще их объединяет  всепоглощающая  любовь к искусству, с ним связана вся их жизнь.

Фото автора