Хроника

Тонна первобытного кино

Две уникальные плиты с открытыми в прошлом году петроглифами переданы на хранение в Карельский государственный краеведческий музей. Их презентация состоялась 2 июля.
 
Дополнительный день к отпуску получат мужчины-сотрудники краеведческого музея за то, что перенесли два «драгоценных» камня с петроглифами весом 450 и 600 кг в зал постоянного хранения. Две части большого творческого первобытного мира уже получили свои инвентарные номера. Жители и гости Карелии смогут увидеть их не ранее следующего года: пока доступ к плитам получат только ученые.

Новые петроглифы, возраст которых 6-7 тысяч лет, на мысе Пери Нос VI Онежского озера были открыты почти случайно. Оказывается, они лежали под ногами у ученых: плиты с наскальными рисунками были перевернуты, обросли лишайником и мхом, а люди буквально ходили по ним. Помогла природа: ее силами плита стала переворачиваться.

Плиты считались утраченными, и потому находка с прекрасно сохранившимися петроглифами стала настоящим счастьем для ученых. На одной из плит – 17 целых изображений и два фрагмента. Вот лодка с одиннадцатью пассажирами, два человека, которые танцуют или просто идут, мужчина с рогами. А вот солярные и лунные знаки и объект, похожий на НЛО. Ранее были обнаружены изображения лося-солнца, человеколося, уникального знака небосвода и другие. Существует версия, что именно на мысе Пери Нос VI располагалась первобытная палеобсерватория.

Споры вокруг петроглифов не умолкаютСмотреть на скалу нужно было в лучах заходящего солнца, тогда первобытное «кино» становилось ярким и четким. Убежденность археологов, что петроглифы – памятник природы и должен остаться там, где был создан, разбивается о российскую действительность. Петроглифы под открытым небом не охраняются, остановить «черный» туризм и вандалов пока невозможно. Перемещение петроглифов под крышу охраняемого музея – спорный, но выход.

– Это один из вариантов сохранения. Да, в стенах музея. Конечно, памятник природный, он великолепно смотрится на природе. Задача музея, в первую очередь, сохранение камней. Музей сделает все необходимое, чтобы был открыт мировой доступ общественности и ученым для их детального изучения, – объясняет директор Михаил Гольденберг, – Наша реальность, разный уровень культуры не позволяют сегодня оставить плиты в открытом доступе.

– Это часть природы, и изучать петроглифы лучше в природном контексте. Нельзя откалывать и вывозить. Так не делают нигде в мире, – считает ученый-археолог Надежда Лобанова, – Хочется, чтобы был создан музей первобытного искусства на месте.

В качестве сдатчика плит с наскальными рисунками в музей выступает карельский археолог Александр Жульников. Он сообщил, что в мае этого года найдена еще одна плита с 3 изображениями и выразил надежду, что «паззл» из найденных плит соберется.