В Музее изобразительных искусств Карелии открылась и продлится до 22 ноября выставка «Отец и сын», посвященная творчеству двух замечательных карельских художников Суло и Олега Юнтуненов.
{hsimage|На вернисаже||||}Оба художника уже ушли из жизни, потому выставка представляет особенный интерес: есть повод еще раз всмотреться в произведения отца и сына, которые, по словам тех, кто их знал, были художниками по призванию. Свою жизнь они полностью посвятили творчеству, пытаясь передать в своих полотнах дух своего времени. Их разделяли годы, и каждый из них по-своему отражал и осмысливал время, в которое довелось жить.
В первых двух залах кураторы выставки Анита Дункерс и Сергей Ларионов представили творчество Суло Юнтунена. Это живописные полотна из фонда музея. Помнится время, когда произведения наших художников, написанных в духе социалистического реализма, казалось, набили оскомину всем, и не только подходом к изображению, но и довольно очерченным выбором темы. Но вот прошло время. Теперь чего только не увидишь на выставках: такое разнообразие жанров, подходов, методов — просто голова кругом. Это прекрасно, потому что на фоне такого изобразительного изобилия совершенно иначе смотришь на то, что было сделано раньше.
Соглашусь с мнением Сергея Ларионова, который считает, что произведения Суло Юнтунена при лаконичной технике письма смотрятся удивительно свежо и современно. И впрямь, рассматривая пейзажи с высокой линией горизонта, открывающей просторы и дали родной земли, испытываешь необъяснимую радость. Почему художник стремился взглянуть на свою землю с высоты птичьего полета? Может быть, хотел напомнить о красоте нашего края, о том, чтобы мы с гордились своей малой родиной?
{hsimage|Суло Юнтунен||||}В большинстве своем полотна Суло Хейкковича оптимистичны, в них чувствуется энергия молодости и радость жизни, изображает ли он реку с плывущим в золоте реки сплавляемым лесом, березы ярко-желтые, почти декоративные, оттеняющие далекую деревню, или какую-то заводскую стройку. Когда глядишь на картину с несущемся поездом, строительной площадкой, в памяти всплывают строки советского шлягера, полные энтузиазма: «В буднях великих строек..». Одним словом, в картинах мастера запечатлено само время, и теперь мы понимаем это особо отчетливо.
Офорты Олега Юнтунена также характеризуют время, но это уже другая эпоха. В экспозицию вошли офорты, представленные вдовой художника Ольгой Юнтунен, которые сделаны в то время, когда страна встала на путь перестройки. Художник осмысливал происходящее как бы со стороны, уходя вглубь себя, пытаясь срастись с природой, надеясь услышать биение сердца самой земли, страдающей от человеческого варварства. Он бросал город и ехал на Север к Белому морю. Никогда на юг, но всегда на Север, будто он питал его дух и воображение.
После смерти Олега осталось немало зарисовок, этюдов, сделанных во время этих походов; дневниковые записи, коряги, старинные гвозди, камни и много других предметов, на которых остановился глаз художника и к которым потянулась его рука. Здесь на выставке есть некоторые из них, согретые теплом его рук и уложенные внутри некоего подобия чума, сооруженного художником Владимиром Зориным, другом и бессменным товарищем его в этих походах на Север.
{hsimage|Олег Юнтунен||||}Офорты говорят сами за себя. Радостная, торжественная земля, воспетая отцом, оплакивается сыном в его произведениях. Когда смотришь на эти забытые лодки, беспомощные, побитые ветром деревья, бесчувственные камни, кажется, чувствуешь, как скорбит душа художника. Природа в его произведениях по-прежнему торжественна, но торжество это трагично.
На вернисаже старые друзья вспоминали, какими великими тружениками были отец и сын Юнтунены. От отца сыну передалось и такое удивительное качество как скромность. Оба отличались ею всегда, несмотря на то, что имели самые высокие звания.
На вернисаже произошло приятное событие, какие бывают не так уж часто. Вдова друга художника Суло Юнтунена Генриетта Борисовна Лаврененко передала в дар музею небольшой его этюд из домашней коллекции.
Фото автора