Хроника

«Щелкунчик» 1892 года XXI века

Билетов нет уже неделю. Премьера – через восемь дней. Полгорода без преувеличения живет ожиданием балета «Щелкунчик» в Музыкальном театре.

{hsimage|Николай Алексеев с маской||||}Еще осенью художественный руководитель балета Кирилл Симонов обещал петрозаводчанам классического «Щелкунчика» XIX века, костюмы по эскизам художника позапрошлого столетия И. Всеволожского и феерические декорации.
 
Помощник директора по балету Николай Алексеев на пресс-конференции 17 декабря исполнение осеннего обещания подтвердил. Более того, даже доказал, продемонстрировав впечатляющих размеров маску Мышиного короля и нежную пачку Снежинки.
 
Николай Алексеев крутит маску в руках, рассказывая о современной технике ее изготовления на основе пластиковой сетки, и прислушивается к музыке: внизу, на сцене, идет репетиция.
 
– Скоро выход Мышиного короля, им понадобится маска! – говорит он и в спешке передает ее помощнице, которая тут же торопится вниз.
 
{hsimage|Пачка Снежинки||||}Девушка с маской убегает, через минуту раздается звонок:
 
– Маска уже у вас! – спокойно отвечает на него Николай Алексеев. И с легкой гордостью объясняет журналистам:
 
– Услышал ведь, почувствовал, что сейчас она будет нужна!
 
Автор масок, в которых артисту не только удобно дышать, но смотреть, двигаться, – Андрей Севбо из Санкт-Петербурга.
 
То, что произойдет в театре 24 декабря, должно унести зрителя в 6 декабря 1892 года, когда в Мариинском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера свеженаписанного Чайковским «Щелкунчика».
 
В Музыкальном театре постановку Кирилла Симонова называют «исследовательской фантазией на тему спектакля 1892 года». Все костюмы шьются исключительно по старинным эскизам Мариинского театра, более того – около шестидесяти из ста нарядов создают в самой Маринке по секретной технологии.
 
– Например, лиф пачки снежинки в Мариинском театре шьют после единственной примерки! – с восхищением рассказывает Николай Алексеев, – Как мы ни пытались, у нас это не получается! Наверное, у них есть специальные лекала… Да и с таким объемом костюмов наши мастерские бы не справились.
 
{hsimage|Афиша 2009 года||||}Танец в петрозаводском «Щелкунчике» тоже станет стилизованной реконструкцией танца 1892 года. Конечно, он будет сложнее, в нем будет меньше пантомимы, чем тогда. Николай Алексеев передал слова Кирилла Симонова, сказанные во время репетиции: то, что происходит сейчас на сцене, напоминает то, что происходило в «Щелкунчике» в постановке Баланчина.
 
В декабре на «Щелкунчика» уже не попасть, в январе планируют показать балет еще дважды.
 
– Это будет сложно для артистов. Хотя у нас два с половиной состава солистов, шесть фей, например, незаменяемые, и им придется танцевать во всех спектаклях. У мышей нагрузка огромная: они передвигаются на корточках.
 
– Кто служил в армии, тот знает, – добавил Николай Алексеев.
 

Детей, пажей, крысят в «Щелкунчике» станцуют воспитанники детской балетной студии Музыкального театра. Роль Щелкунчика репетируют Дагба-Доржо Гармаев, {hsimage|Афиша 1892 года||||}Чингис Гомбоев, Азамат Ишкин, Фею Драже – заслуженная артистка Карелии Лариса Иванова, Александра Колидзея, Алевтина Мухортикова, Клару – Лариса Иванова, Диана Колесникова, Оюна Кынзыбеева…
 
По словам Николая Алексеева, на хороший рядовой спектакль, который поставлен не в столице, тратится около трех миллионов рублей, на «Щелкунчик» потрачено еще больше. Перед уходом удалось краем глаза взглянуть на сцену: декорация волшебного зимнего леса и хрупкие танцующие снежинки… Сказка начинается.

Промо-сайт балета «Щелкучик»: http://www.nutcracker.kirillsimonov.ru/