Хроника

Любить героя

Более сотни российских журналистов в возрасте до 30 лет в конце прошлого года прошли «Школу молодого журналиста» под эгидой Алины Кабаевой, депутата Государственной Думы РФ.

{hsimage|Вручение сертификата||||} Главной темой Школы должна была стать журналистская этика. Но уровень учителей-экспертов был так высок, что тема вышла за заявленные рамки. Указанные в программке семинаров имена Марианны Максимовской, Сергея Брилева, Александра Алиева, Алексея Абакумова заставляли молодых журналистов не опаздывать и занимать места в аудитории поближе к столу лекторов.

В ноябре школьный семинар прошел в Москве, в декабре – в Санкт-Петербурге. Молодые журналисты, приехавшие на семинар из разных уголков России, представляли телевидение, радио, печатные и Интернет-издания. Признаюсь, у меня было опасение, что молодых журналистов попытаются сдружить с властью, научат «правильно» писать. К счастью, опасения не подтвердились. Сама Алина Кабаева выступала исключительно в роли организатора и не скрывала:
 
– Я учусь вместе с вами.

{hsimage|На лекции||||}Занятия в гостинице «Октябрьская» в Санкт-Петербурге шли в субботу и воскресенье с десяти утра до девяти вечера. На встрече с каждым экспертом – лес рук, горячие обсуждения, волнующие вопросы.

Главный редактор телеканала РЕН ТВ Алексей Абакумов несмотря на свою занятость был на высоте: подготовил дискуссионные видеосюжеты, «рулил» обсуждением, заставлял думать и понимать, задавая провокационные вопросы. Встреча подходила к концу, по расписанию ожидалась кофе-пауза. Но журналисты не торопились. Тогда он достал исписанный лист бумаги:

– Я тут на скорую руку набросал десять правил журналистики. Интересно?

Присутствующие мгновенно приготовили ручки.

1. Читайте, слушайте, смотрите. Учитесь на работах своих коллег.
2. Рассказывайте перед тем, как начать писать. Рассказывайте маме, коллеге, начальнику или… себе.
{hsimage|Алексей Абакумов||||}3. Переделывайте. Чем больше материал переделывается, тем он лучше, тем больше шансов докопаться до сути.
4. Встаньте на место своего героя, постарайтесь увидеть мир его глазами, и тогда вы поймете его мотивацию. Полюбите своего героя.
5. Найдите образ. Точный образ заменяет много-много слов.
6. Уделяйте внимание деталям. Точно схваченная деталь скажет о многом.
7. Не бойтесь нарушать каноны, экспериментируйте.
8. Копайте глубже, подвергайте сомнению. Материал похож на кочан капусты, под каждым листом скрывается новый.
9. Оставьте аудитории возможность сделать вывод, подведите к нему, но не навязывайте.
10. Перепишите заново. Убирайте лишние слова, особенно эпитеты.

Почти у каждого печатного издания есть своя Интернет-версия. Есть она и у газеты "Лицей".

– Если вы хотите широкого распространения Интернет-издания, – нужно платить, – объяснял журналистам Александр Алиев, директор Интернет-проекта газеты «Известия».
 

Он не захотел назвать сумму, которую вкладывает газета «Известия» в свой Интернет-проект ежемесячно, но дал понять, что это миллионы. Причем большая сумма вкладывается в программное обеспечение.
 
Александр Алиев считает, что в перспективе онлайн СМИ перейдут на частично платный контент. Широкопрофильные СМИ будут раздроблены на узкоспециализированные проекты, будут расширены форматы предоставления информации, произойдет переход на портальный тип сайтов. Еще эксперт уверен, что печатные версии СМИ не умрут, трудно придется только ежедневным изданиям.
Сегодня самый посещаемый в Рунете сайт – Яндекс: в день на www.yandex.ru заходят 535 тысяч раз. Почту mail.ru посещают 520 тысяч, Vkontakte – 470 тысяч.

{hsimage|Экскурсия на 5 канал||||}Встречи со специальным корреспондентом ИД «Коммерсант» Андреем Колесниковым ждали с нетерпением, меня она разочаровала. Была заявлена тема «Профессиональная этика журналиста», и мы ожидали рассказов об интереснейших ситуациях, а не о нюансах дружбы с властью и скандале вокруг празднования дня рождения журнала «Русский пионер» на крейсере «Аврора». Признаюсь честно: через несколько минут после начала встречи я ушла в Интернет с помощью телефона и болела за наших биатлонистов, выступавших на очередном этапе Кубка мира.
 
Неприятно удивили некоторые высказывания эксперта, некоторые — понравились:
 
– Можно зарабатывать в нашей профессии очень много денег…
– Если просят не задавать неудобный вопрос, я просто не задаю или задаю его по-другому. Если нет возможности задать вопрос, нужно отказываться и все. Так проще будет жить.
– Для того чтобы говорить правду в глаза, нужно ее знать.
– При борьбе за себя и за свое достоинство нужно просчитать все шаги.
– Женщина не может быть успешным журналистом. Успешная в журналистике женщина приобретает много мужского.
Правда, тех «школьников», которым понравилась пресс-конференция (иначе не назовешь) Андрея Колесникова, было больше.

В программе петербургского семинара была незабываемая экскурсия на Пятый канал, в музее которого мы так и не отыскали Тото и Хохо с «Большого фестиваля». Была лекция Ирины Василенковой, представителя Управления контроля рекламы РФ, на которой мы с удивление узнали, что далеко не всегда упоминание в СМИ конкретных торговых марок в положительном контексте – реклама. А помните фильм «Ирония судьбы, или с легким паром-2", где реклама на каждом шагу? Оказывается, эта реклама — вовсе не реклама…

Руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центр» Алексей Левинсон сообщил, что основная часть национальных телеканалов ориентирована на женщин среднего и старшего возраста!

За завтраком, обедом, ужином, в короткие чайные паузы молодые журналисты не успевали наговориться и насмеяться. Когда еще встретимся?