Хроника

Гвозди Ласло Шипоша


Выставка живописных работ художника из Трансильвании Ласло Шипоша открылась в зале коллегий Министерства культуры и по связям с общественностью РК.

 

{hsimage|Ласло Шипош. Флора||||}Организатором выставки в рамках росийского цикла «Культура венгерского зарубежья» явилась Национальная библиотека Карелии (НБК). Жители Петрозаводска уже привыкли видеть картинные выставки на Пушкинской, 5. Книжные выставки проходили в разных уголках республики. На этот раз библиотека удивила выходом за рамки своего здания не с книжной, а с серьезной живописной  выставкой.

 

 – Поздравляю Национальную библиотеку с тем, что она вырвала пальму первенства, — искренне улыбаясь, говорила на открытии Мария Юфа, директор Городского выставочного зала. – Я могу только выразить радость, что нам привезли искусство из Трансильвании. Удивительно, что только сейчас.

  В мае 2009 года НБК и Культурный, научный и информационный центр Венгерской республики в Москве заключили договор, тогда же был открыт Венгерский кабинет в Карелии. Прошла выставка плакатов «Бела Барток» и «Золтан Кодай», выступил оперный певец Йожеф Чак. После большого перерыва – эта весенняя выставка.

    {hsimage|Ласло Шипош. Памятник Трансильвании||||}Дух венгерско-румынского искусства проник в небольшой зал коллегий сразу. Джазовый дуэт Анатолий Палаев – Алексей Талицкий играли на вернисаже венгерскую народную музыку, в джазовой манере переданную саксофоном и клавишными.  
 

Мария Юфа подчеркнула метафизичность атмосферы, которую своими работами создает Ласло Шипош, актуальность давно используемого художниками пластического языка.  

 

То тут, то там звучали слова посетителей о том, что работы сложны для восприятия, проводиди параллели с сюрреалистами, радовались ярким краскам.

      {hsimage|Ласло Шипош. Памяти XX века.||||}Мне же запомнились гвозди, которые были всюду: настоящие – в композиции «Памяти XX века» рядом с приклеенной миллиметровкой, висящей на веревках лампочкой и ржавой вилкой. Гвозди нарисованные вбиты в сверхъестественную шляпу-воронку («Памяти Аттилы Йожефа»), в воображаемую стену, в одежду («Памятник Трансильвании»), в падающие башни-близнецы («11 сентября 2001») и просто в пространство («Маленький генерал»). Нарушаются каноны перспективы, все будто бы и держится только на этих гвоздях. И только душа бумажной птицей-самолетиком может покинуть этот мир («Посвящается Т.С. Илоне»).
Сам художник на вернисаже не присутствовал и, к сожалению, подробных визитных карточек под его картинами (год, техника) также нет. Может быть, еще появятся. Выставка работ Ласло Шипоша продлится до 18 марта.