Хроника

В поисках общего языка

Директору Национального театра Карелии Сергею Пронину предложено написать заявление об уходе по собственному желанию.
 
  {hsimage|Сергей Пронин получил письмо директоров учреждений культуры в разгар пресс-конференции||||}Об этом он сообщил журналистам на экстренно созванной пресс-конференции 6 июля. По словам Сергея Сергеевича, предложение уйти поступило 5 июля и является продолжением конфликта, разгоревшимся весной этого года между коллективом Национального театра и Министерством культуры и по связям с общественностью РК.
 
Еще в апреле театр выразил недоверие министру Галине Брун в связи с интервью в республиканской газете, где Галина Тойвовна размышляла о нерентабельности Национального театра и о возможном переезде не имеющего своей сцены театра «Творческая мастерская» в здание Национального театра. Отчеты, подготовленные театром, опровергли мысль о его нерентабельности, помощь «Творческой мастерской» коллектив готов был оказать после проведения независимого анализа технических возможностей эксплуатации площадей и оборудования. Сергей Пронин сообщил, что конструктивный диалог с Министерством культуры так и не состоялся.
Опасения коллектива Национального театра имеют основание: весной этого года из-за «квартирного вопроса» не стало Русского театра драмы РК. К счастью, творческий коллектив, оставшийся без работы, организовал авторский театр Ad liberum и уже в мае четырежды показал аншлаговую премьеру. 
{hsimage|Андрей Дежонов||||}Андрей Дежонов, актер и режиссер из Санкт-Петербурга, ныне работающий в Национальном театре, говорит:
— Я человек, со стороны наблюдающий за ситуацией в течение года. Из трех театров, судя по всему происходящему, решили сделать один. В то время как в Санкт-Петербурге, например, открываются новые театры, выделяются новые помещения. Культуру сохранять вообще трудно, а национальную культуру труднее вдвойне. Поэтому ей надо уделять вдвое больше внимания.
По словам Сергея Пронина, самое страшное случится, если Национальный театр, имеющий прекрасное помещение в центре города, превратится в прокатную площадку. Вопрос журналистов, не решит ли все проблемы уход директора, Сергей Пронин не счел неудобным, дав понять, что не решит. И заметил:
— Не должен коллектив зависить от одного человека. Именно поэтому у нас в театре есть художественный совет и общественный совет. Нужно привлекать общественность.
В ситуации с Национальным театром Карелии встает национальный вопрос. Актеры играют на трех языках: финском, карельском и русском. В этом году Министерство по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями РК предложило рассмотреть возможность обучения молодых актеров и вепсскому языку. 
5 июля общественные организации Карелии написали открытое письмо главному федеральному инспектору в Карелии аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Александру Хюннинену. В письме они просят не допустить превращения Национального театра в русскоязычный коллектив, поддержать его в период междувластия, когда бывший Глава Карелии подал в отставку, а новый еще не назначен. На следующий день в СМИ появилось открытое письмо директоров учреждений культуры Карелии в адрес Александра Хюннинена, в котором выражается категорическое несогласие с содержанием предыдущего послания: «Считаем, что руководство театра занимает неконструктивную и неадекватную позицию, пытаясь подменить обычное решение текущих вопросов обращениями к национальной общественности, эксплуатацией национальных чувств части жителей Карелии».
Ответ от А. В. Хюннинена пока не получен. Национальный театр Карелии не имеет возможности составить план на приближающийся театральный сезон, Сергей Пронин не продлевает контракты с актерами в ожидании перемен.

  • Некто

    Театров должно быть больше, а чиновников — меньше. Вот и решение всех проблем.

  • Эдмонд Уэллс

    «Между
    тем, что я думаю,
    тем, что я хочу сказать,
    тем, что я, как мне кажется, говорю,
    тем, что я говорю,
    и тем, что вы хотите услышать,
    и тем, что как вам кажется, вы слышите,
    тем, что вы хотите понять
    тем, что вы понимаете,
    стоит десять вариантов возникновения
    непонимания.
    Но всё-таки давайте попробуем…»