Хроника

Камерный фестиваль с международным размахом

— А где же наша скрипачка, почему не приехала? — у постоянных гостей ежегодного Международного фестиваля камерной музыки в Костомукше появились любимцы.
 
  {hsimage|Дмитрий Зубов и Галина Матюкова||||}Накануне ждали выступления Dan Zhu из Китая в составе международного квартета «Подарки Кухмо». 

— Заболела… — с сожалением произнесла красавица-билетер Дома культуры «Дружба» Аза Григорьевна. 

И представила не менее ожидаемых музыкантов из Минска. Дмитрий Зубов привез свой с ручной росписью клавесин, прикоснуться к которому после концерта захотели многие. Уж не на нем ли играл сам Моцарт? В дуэте с чудесным спинетом зазвучала барочная траверс-флейта (Галина Матюкова), и под своды церкви христиан веры Евангельской полетела сюита французского композитора Луи де Карлуа. Для исполнения сонаты Георга Телемана Галина Матюкова взяла блок-флейту, и тандем клавесин-флейта зазвучал задумчивее. Перед каждым произведением Дмитрий Зубов рассказывал о композиторе. Если Иоганна Баха и Жана Мари Леклера знали все, то имена композиторов XVIII века Луи де Карлуа и Жака Дюфри стали открытием для многих. Весь вечер слушатели сидели, завороженные старинной музыкой и игрой закатного света, сквозь окна причудливо освещавшего церковь.

{hsimage|Камерный хор Смольного собора||||}За два до этого в другой храм — Покрова Пресвятой Богородицы — десятки людей входили, склонив головы и крестясь. Женщины брали платки при входе. В храме открывал фестиваль камерный хор Смольного собора из Санкт-Петербурга. После приветствия отца Адриана и художественного руководителя хора Владимира Беглецова зазвучали чистые голоса солистов. «Алиллуйя», «Отче наш», десятки молитв улетали под своды маленькой церкви, свечи были потушены.То и дело раздавались аплодисменты, слушатели переглядывались: а можно ли? Те, кто не мог выстоять час внутри, подходили с улицы к открытому церковному окошку или прислушивались, сидя на скамьях у входа.

— Душно невозможно, но поют очень хорошо! — делились друг с другом прихожанки.
И все-таки храм оставался полон.

    {hsimage|Играет оркестр ГосударственногоЭрмитажа||||}Камерный хор Смольного собора открывает ежегодный июльский фестиваль в Костомукше уже третий раз. Благословением фестиваля считают слушатели такое начало. 

Не в первый раз здесь и оркестр Государственного Эрмитажа.  Его выступлением продолжился первый фестивальный вечер в городском концертном зале. Пятнадцать музыкантов играли без дирижера, по зову первой скрипки и концертмейстера Сандры Шиндлер. Играли Вивальди, Чайковского, Респиги. Играли эмоционально и сильно. Особенно страстными получились джазовые вариации и «Времена года». Порой казалось, что на сцене не камерный, а симфонический оркестр. После Вивальди в зале вновь зазвучал хор. Продолжая церковную тему, они исполнили три части из «Мессии» Генделя.

  {hsimage|"Сказание о море"||||}В антракте жительницы Костомукши Татьяна Сергеевна и Анна Евгеньевна, избалованные за 22 фестивальных года визитами таких звезд, как Елена Образцова, Галина Горчакова, Михаил Гантварг, Сергей Ролдугин, коллективами Мариинского и других столичных театров, ансамблями мирового уровня, поделились своим впечатлением о фестивале. Они считают нынешний репертуар несколько обрезанным из-за кризиса. Хотя в этом году концертов в программе даже больше, чем в прошлом. Тем не менее, собирались посмотреть все. В толпе зрителей мы больше не встретились, но наверняка их мнение изменилось после выступления лауреата третьей премии XIII международного конкурса им. Чайковского Александра Лубянцева и солистки Мариинского театра Ларисы Юдиной. Возможно, и после выступления театра музыкально-пластических искусств «Академия движения».

 
За одиннадцать минут в пластическом эссе «Сказание о море» артисты из Кривого Рога успели поведать о жизни и смерти, о свободе и неволе, об искусстве и независимости. А в предпоследний день фестиваля представили драму по легендам и мифам Древней Скифии "Голос земли, или Воспоминания о будущем". 

  {hsimage|Александр Лубянцев||||}В этом году не было традиционной спутницы фестиваля — Летней музыкальной академии. На протяжении нескольких лет в ее рамках у мировых звезд занимались юные дарования Костомукши, Карелии и России. Тем не менее им посчастливилось побывать на мастер-классе Александра Бельского, художественного руководителя театра «Академия движения».

В год 65-летия Победы московский театр-агентство «Арт-Вояж XXI век» привез «Небесных соколов», музыкальный спектакль по мотивам кинофильма Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». В зале были и смех, и слезы, и громкое «а-ах» от неожиданного поцелуя влюбленных Ромео и Машеньки.

История появления в 1988 году международного фестиваля в провинциальном карельском городе обрастает легендами. Уже несколько лет этот международный праздник в конце июля — подарок жителям от градообразующего предприятия Костомукши комбината «Карельский окатыш» к Дню металлурга. Директор спортивно-культурного центра "Дружба", на сцене которого разворачивается основное действие фестиваля, Таисия Красникова рассказывает, что в 1988 году артисты Мариинского театра, проезжая через Костомукшу на фестиваль в финский Кухмо, предложили на обратном пути выступить в городе горняков.

{hsimage|Лариса Юдина||||}По-моему, даже без гонорара, — вспоминает Таисия Филипповна.

С того трехдневного концерта и началась история фестиваля, который нынче длится неделю и принимает десятки коллективов из разных стран мира. В программе этого фестиваля — по два представления в день, в 18 часов 30 минут и в 21 час, обязательно отличающихся жанрово. Музыка, танец, пластика, драма… Изюминка международного фестиваля в Костомукше в разнообразии жанров и тем. «Так будет независимо от бюджета фестиваля», — решили организаторы.

Хотя костомукшане каждый год с нетерпением ждут июльского праздника, молодежи в зале совсем не много.

  {hsimage|"Небесные соколы"||||}- Есть провал — не хватает целого поколения зрителей, — сетуют организаторы. 

В этом году реализовали такую «фишку»: раздали билеты на мюзикл "Я выбираю жизнь" молодым людям, проводящим вечера во дворах и слоняющимся по городу. В этом мюзикле, который на фестивале представило агентство «Арт-Вояж XXI век», поднимаются вечные темы любви, дружбы, семейных взаимоотношений. По бесплатным билетам пришли многие.

  Фестиваль завершился в воскресенье, а в понедельник его организаторы уже начали планировать следующий. Ведь чтобы заполучить всегда занятых звезд, времени терять нельзя. А еще они надеются, что на фестиваль будут приезжать зрители из разных городов Карелии, а не только из Финляндии, до которой, конечно, ближе. Всего 30 километров. 

{hsimage|Всем мальчишкам нравятся спектакли о войне||||} 
 
{hsimage|Мастер-класс Александра Бельского||||} 
 
{hsimage|Младшая группа костомукшского танцевального коллектива "Армагеддон"||||} 
 
Фото автора и Владимира Лебедя 
  • У, ё

    Как же Юдина на Лубянцева похожа… А вот Лубянцев ни на что не похож! :lol: