27 августа в Музее изобразительных искусств РК открылась выставка известного карельского художника Аркадия Морозова «В суждении нет необходимости..»
{hsimage|Художник и его Муза. Аркадий Морозов и Екатерина Рычкова||||}Мне довелось увидеть процесс создания экспозиции новой выставки Аркадия Ивановича Морозова. Множество работ еще лежали на полу в ожидании своего места. Их было множество и, казалось, невозможно создать из такого многообразия что-то единое и логичное. Однако, все получилось замечательно, благодаря жене, музе и куратору выставки Екатерине Рычковой, которая как никто другой отлично знает творчество своего мужа.
Накануне вернисажа Екатерина переживала, придет ли Аркадий Иванович на встречу с журналистами: не привык он к такому вниманию, но вот он, необычно нарядный, появился в залах музея и сразу же попал в окружение журналистов. Новая выставка – юбилейная, хотя художник это и не афиширует, тем не менее пришло время подводить итоги: художник недавно отметил свое 60-летие. К отцу неожиданно подбежал маленький сынишка Савва и доверчиво обнял отца.
— Хотели бы, чтобы ваш сын стал художником? — спрашиваю Аркадия Ивановича.
{hsimage|Я тебя люблю||||} — Нет, — отвечает.- Мук этих для сына я не пожелаю. Мужчине нужно кормить семью, но произведения художника не всегда приобретаются. Не подумайте, я доволен своей судьбой и счастлив, что я делаю в искусстве то, что хочу. Но не раз бывало, когда я желал все бросить. Но проходило время, и я понимал, что не могу без этого. И вновь начинал работать, и появлялись новые работы.
Во время разговора мы стоим как раз напротив нового триптиха, в центре которого автопортрет художника. С полотна на нас смотрит человек, лицо которого лишено кожи.. Оно выражает неприкрытое страдание, боль, отчаяние..По силе эмоционального воздействия этот портрет сродни мунковскому «Крику». Он отталкивает и притягивает одновременно.
Уже в шесть лет Аркадий Морозов знал, что будет художником. Преодолев множество преград на пути к своей мечте, он осуществил ее. Сначала учился в Москве, где познал самое «дно жизни». Учился на худграфе в петрозаводском педучилище №2. Хотел поступать в Мухинское училище, но его туда не взяли, так как еще пацаном он лишился правой руки и глаза. Три года готовился для поступления в Академию художеств и поступил, и защитился на отлично.. Но произведения, представленные на выставке, настолько далеки от академической школы, что художник в шутку просил прощения у публики, что не вошли в эту экспозицию работы, свидетельствующие об умении художника рисовать в академической манере.
— Академия кого-то губит, а кому-то дает свободу, — считает художник и продолжает. — В пору ученичества я переболел всеми художниками, писал в манере Кости Коровина, Пикассо, Врубеля, переболел Рерихом. После академии было непросто стать самим собой, но я всегда пытался им быть.
{hsimage|Прогулка под луной||||}Среди новых работ несколько произведений, выполненных в соавторстве с сыном-дошкольником, который на вопрос: «Будешь ли ты художником?", отвечает: «Я уже художник!» Аркадий Иванович использовал рисунок собственного ребенка, придал ему эстетический вид, в результате получились оригинальные произведения. В этом соединении мысли и творчества ребенка и взрослого есть своя прелесть. Когда глядишь на такие произведения, поднимается настроение, как впрочем, и на такие, как известный уже ранее портрет скульптора и писателя Григория Салтупа. Аркадию Ивановичу, у которого создано множество произведений на философскую тему, не откажешь в чувстве юмора. На портрете нет как таковых черт лица, а только какие-то намеки из перышек и завитушек. Но всякий, знакомый с Салтупом, непременно скажет, что это он и есть: так удалось художнику схватить и передать особенности этого талантливого человека.
Вообще Морозов – практически единственный из карельских художников, кто активно обращается к жанру портрета. Среди них несколько удивительных женских портретов, таких как, например трогательный «Портрет Тани Румянцевой» или портрет музы художника. И вот любопытно: со временем эти портреты начинают жить какой-то своей особой жизнью. И чем дальше от времени их создания, тем очевиднее становится их значимость.. И кажется, что художнику удалось схватить само время.
Мир, в котором живет художник и который он изображает, меняется беспрерывно. Он откликается на эти перемены. Вот несколько полотен, объединенных одной темой. По сути, это одна работа под названием «Инфо-головы».
— Мы живем в мире информации, — поясняет куратор выставки Екатерина Рычкова. – Художник показывает, как все пронизано ею, как влияет она на сознание людей, как в этом информационном поле вместе существуют и чистые светлые идеи и образы, и темные, грязные, разрушающие. Художник использует для создания образа магнитофонные ленты, которые уже не используются, но еще недавно были носителями информации, в ход идут старые газеты, вырезки из журналов.
{hsimage|Портрет Татьяны Румянцевой||||} В экспозиции нет хронологии, возможно, поэтому создалось ощущение целостности. Выделяются чисто графические работы, но они и помещены отдельно. Среди двадцати новых полотен художника есть еще один триптих, выполненный совсем недавно и на очень актуальную тему под названием «Жара». Может быть, потому, что воспоминание о жаре еще не улеглось, мне больше по душе более сюрреалистические ранние работы философского звучания, такие как «Вчера», «Смирение». И почему-то жаль, что на этот раз не было в экспозиции известных и любимых графических листов, где присутствует «литературная» нагрузка и привычная реалистическая эстетика. Но художник вправе показать то, что он считает наиболее важным. С уверенностью можно сказать, что выставка Аркадия Морозова – значительное событие в новом сезоне в художественной жизни Карелии.
Выставка продилтся по 10 октября.
{hsimage|Портрет Г. Салтупа||||}