Хроника

Вернется ли на Онего «кижанка»?

"Круглый стол" в музее-заповеднике "Кижи" был посвящен возрождению традиционного деревянного судостроения Карелии.

01-2008c.jpg Мастера по шитью лодок есть в каждом районе республики. Однако  перенимать опыт умельцев, по крупицам накопленный годами, сегодня  практически уже некому — констатировали участники разговора за круглым столом в  музее-заповеднике «Кижи», посвященного вопросам изучения и  сохранения исторического наследия российского судостроения и  судоходства.

Круглый стол проводился в рамках работы выставки  «Кижанка» – лодка острова Кижи», которая сейчас экспонируется в  музее. Уникальная выставка знакомит с историей деревянного  судостроения республики, народными умельцами, чьи лодки и сегодня 
заслуженно  пользуются огромной популярностью у жителей окрестных деревень. В их числе – Михаил Рогачев, братьями Николай и Иван  Судьины,  Федор Лисицин, Сергей Филин.

Проблема в том, как секреты судостроительного мастерства сделать  достоянием общественности, подчеркнул старший научный сотрудник  музея Юрий Наумов. Ведь не секрет, с сожалением добавил он, что в  последнее время на карельских водоемах деревянные лодки все чаще  вытесняют их пластмассовые и алюминиевые собратья. История же  традиционного народного судостроения и судоходства Северо- Запада  России изучена мала. Причина тому, с одной стороны, недостаток  специальных знаний у этнографов, с другой  – отсутствие интереса у  профессиональных кораблестроителей к особенностям и местной  специфике малых крестьянских судов.

Проблему традиционного судостроения заострил в своем выступлении академик РААСН, директор научно-исследовательского института историко-теоретических проблем народного зодчества Петрозаводского госуниверситета Вячеслав Орфинский. Самое страшное, заключил ученый, что с карельских водоемов исчезают не просто лодки, – пропадает целый пласт народной культуры, который создавался годами. Архитектор сослался на опыт комплексного исследования истории традиционного деревянного судостроения, которое только что закончили специалисты университета.

Другая проблема – где брать кадры для «народного» флота. По мнению  руководителя «Морского центра» Виктора Дмитриева, параллельно с  созданием деревянного флота в республике необходимо открывать и  школы по освоению морской культуры, как это было еще во времена Петра  Первого.

Сегодня сохранение традиционного судостроения России невозможно без передачи опыта шитья лодок и строительства деревянных кораблей от старых мастеров молодому поколению, а также без работы музеев с местным населением, имеющем в своем распоряжении старинные народные деревянные плавсредства. Сотрудники музея рассказали о том, какую лепту они вносят в сохранение национального судостроения.

Изучение, сохранение и популяризация наследия многовековой судостроительной культуры Русского Севера проводится в «Кижах» с 1999 года. С помощью письменных источников, воспоминаний местных жителей,сведений, собранных в экспедициях, в музее составлен достаточно полный список водных транспортных средств, обеспечивающих деятельность крестьян, некоторые из них размещены в главной экспозиции музея.  Привлечь внимание к исчезающему народному судостроению и судоходству позволяет и «Кижская регата» – ежегодно проводимая вокруг острова гонка традиционных деревянных лодок.

Вместе с тем участники разговора пришли к выводу, что без поддержки государства, музеев, ученых и предпринимателей традиционные ремесла местным жителям сохранить не удастся, решение проблемы деревянного судостроения возможно только в кооперировании усилий всех заинтересованных организаций, разработке совместных научных проектов и экспедиций по изучению народного наследия.

На снимке: "Кижанка" — традиционная лодка жителей Заонежья и острова Кижи