"Круглый стол" в музее-заповеднике "Кижи" был посвящен возрождению традиционного деревянного судостроения Карелии.
Мастера по шитью лодок есть в каждом районе республики. Однако перенимать опыт умельцев, по крупицам накопленный годами, сегодня практически уже некому — констатировали участники разговора за круглым столом в музее-заповеднике «Кижи», посвященного вопросам изучения и сохранения исторического наследия российского судостроения и судоходства.
Круглый стол проводился в рамках работы выставки «Кижанка» – лодка острова Кижи», которая сейчас экспонируется в музее. Уникальная выставка знакомит с историей деревянного судостроения республики, народными умельцами, чьи лодки и сегодня
заслуженно пользуются огромной популярностью у жителей окрестных деревень. В их числе – Михаил Рогачев, братьями Николай и Иван Судьины, Федор Лисицин, Сергей Филин.
Проблема в том, как секреты судостроительного мастерства сделать достоянием общественности, подчеркнул старший научный сотрудник музея Юрий Наумов. Ведь не секрет, с сожалением добавил он, что в последнее время на карельских водоемах деревянные лодки все чаще вытесняют их пластмассовые и алюминиевые собратья. История же традиционного народного судостроения и судоходства Северо- Запада России изучена мала. Причина тому, с одной стороны, недостаток специальных знаний у этнографов, с другой – отсутствие интереса у профессиональных кораблестроителей к особенностям и местной специфике малых крестьянских судов.
Проблему традиционного судостроения заострил в своем выступлении академик РААСН, директор научно-исследовательского института историко-теоретических проблем народного зодчества Петрозаводского госуниверситета Вячеслав Орфинский. Самое страшное, заключил ученый, что с карельских водоемов исчезают не просто лодки, – пропадает целый пласт народной культуры, который создавался годами. Архитектор сослался на опыт комплексного исследования истории традиционного деревянного судостроения, которое только что закончили специалисты университета.
Другая проблема – где брать кадры для «народного» флота. По мнению руководителя «Морского центра» Виктора Дмитриева, параллельно с созданием деревянного флота в республике необходимо открывать и школы по освоению морской культуры, как это было еще во времена Петра Первого.
Сегодня сохранение традиционного судостроения России невозможно без передачи опыта шитья лодок и строительства деревянных кораблей от старых мастеров молодому поколению, а также без работы музеев с местным населением, имеющем в своем распоряжении старинные народные деревянные плавсредства. Сотрудники музея рассказали о том, какую лепту они вносят в сохранение национального судостроения.
Изучение, сохранение и популяризация наследия многовековой судостроительной культуры Русского Севера проводится в «Кижах» с 1999 года. С помощью письменных источников, воспоминаний местных жителей,сведений, собранных в экспедициях, в музее составлен достаточно полный список водных транспортных средств, обеспечивающих деятельность крестьян, некоторые из них размещены в главной экспозиции музея. Привлечь внимание к исчезающему народному судостроению и судоходству позволяет и «Кижская регата» – ежегодно проводимая вокруг острова гонка традиционных деревянных лодок.
Вместе с тем участники разговора пришли к выводу, что без поддержки государства, музеев, ученых и предпринимателей традиционные ремесла местным жителям сохранить не удастся, решение проблемы деревянного судостроения возможно только в кооперировании усилий всех заинтересованных организаций, разработке совместных научных проектов и экспедиций по изучению народного наследия.
На снимке: "Кижанка" — традиционная лодка жителей Заонежья и острова Кижи