Молодых учителей Карелии собрала секция «Фрадковские чтения» Республиканской научно-практической конференции «Открытая учительская».
Прошла она 16 – 17 сентября в Институте повышения квалификации работников образования, который стал наряду с Министерством образования РК ее организатором.
Секция «Фрадковские чтения» собрала 32 молодых педагога – из Петрозаводска и районов республики. Обсуждение выступлений получилось живым, друг другу задавали много вопросов, спорили. Мудро и тактично вели обсуждение Надежда Максимова, зав отделом педагогики и психологии ИПК, и Людмила Фрадкова, кандидат биологических наук.
Верный слову, данному год назад, учитель информатики питкярантской школы № 2 Николай Савин привез с собой группу молодых коллег. И они не подкачали, их интересные выступления украсили секцию. Олег Жилин, учитель русского языка и литературы поселка Харлу, представил свой мастер-класс «Как слово наше отзовется». В ходе его ученики готовят публичную речь, которую тут же с успехом и демонстрируют.
Полемичным получилось выступление Оксаны Ладырды, учительницы Университетского лицея. Тему она сформулировала так: «Наша новая школа» – миф или реальность?» «Наша новая школа», как известно, — инициатива президента Медведева, которая широко обсуждается. Порадовало, что у молодых учителей нет рабского пиетета перед людьми высокого положения. Людмила Якушева, учитель петрозаводской школы № 27, так и сказала:
— Я не во всем согласна с президентской инициативой. Не думаю, что в школе могут работать люди с непедагогическим образованием.
Идея привлечь в школу людей разных профессий принадлежит Дмитрию Медведеву. Но молодые педагоги не спешат говорить «одобрямс», они размышляют, какой учитель нужен школе.
— Шла в школу с радостью, но, придя в пятый класс, поняла, что так, как учили меня, учить уже невозможно, — поделилась своими сомнениями Оксана Ладырда. — Учебники по педагогике мне не помогли. Мы опаздываем за жизнью.
Она рассказала о своем видении школы будущего, ее привлекает, когда в школе преподают университетские преподаватели. Оксана, как оказалось, выпускница Республиканской школьной академии (РША), основанной Исааком Самойловичем Фрадковым, в честь которого секция получила свое имя.
— В РША меня захватила атмосфера научного знания, — вспоминает Оксана. — Обидно, что академия распалась…
Некоторые рассуждения Оксаны – о небходимости отбирать детей, которые чего-то хотят, формировать некую элиту – вызвали несогласие постоянного и активного участника Фрадковских чтений Максима Иванова, преподавателя истории Державинского лицея:
— Не боитесь, что в школе усилится раскол?
Юлия Амосова, учитель русского языка и литературы петрозаводской средней школы № 34, считает, что абитуриентов в педвузы нужно отбирать, поскольку туда идет нелучшая часть выпускников. Она предложила ввести собеседование для желающих стать учителем, экзамен и даже интернатуру.
Несколько раз возникала тема недостаточности для работы в школе вузовской подготовки. Когда потом на пленарном заседании возник вопрос, а есть ли среди участников конференции представители КГПА, выяснилось, что их пригласить …забыли. Эта забывчивость показалась символичной: каждый образовательный институт, похоже, варится в собственном соку, проводит свои конференции, выносит свои резолюции, очень похожие одна на другую.
Николай Савин задал Юлии Амосовой и ее коллеге Юлии Ильиной такой вопрос:
— Вы считаете себя новыми педагогамм?
— Да, потому что мы готовы меняться.
Пожалуй, такой ответ мог бы дать любой участник секции. Наталья Котова и Ирина Лащенкова из Рабочеостровской школы Беломорского района, занимающиеся с детьми профориентационной работой. И Светлана Смирнова, учитель химии петрозаводской школы № 9, ищущая как классный руководитель решение проблемы детской агрессии.
Любопытный диалог случился на секции молодых учителей. Кто-то из организаторов конференции сказал, что деньги в работе учителя – не главное, что ничего не изменится, если учитель будет получать 50 тысяч. Максим Иванов отреагировал мгновенно:
— Почему же – изменится. Тогда у меня точно не будет намерения уйти из школы.
Не представляю, как можно говорить о содержательной стороне работы учителя, не учитывая ту грустную реальность, в которой он живет?
Людмила Якушева привела данные одного из опросов «Какое место занимает молодой учитель в школе?» :
Новые идеи в образовании и «свежая кровь» — 65,1%
Обуза для администрации школы – 20, 9%
Причина для сплетен — 4,7%
Повод администрации устроить показательную порку – 9,3%
«Свежая кровь» для школы необходима, но для молодого учителя часто оборачивается профессиональным выгоранием. Таков опыт есть у Екатерины Евсеевой, учителя истории школы поселка Мелиоративный. В первый год после вуза она работала больше чем на ставку и пришла к тому самому выгоранию. Теперь берет нагрузку 18 — 19 часов. Да, денег меньше, но зато остается время на саморазвитие.
В перерыве удалось побеседовать с Николаем Савиным, так поразившим всех на прошлых Фрадковских чтениях. Он и в этот раз рассказывал такие интерсные вещи, что дух захватывало. Вовлек и школьников, и учителей во Всероссийский интернет-марафон, в результате дети теперь настолько свободно себя чувствуют в Сети, используя ее богатейшие ресурсы для развития и познания, что сидеть в Контакте им некогда. А учителей теперь нет вопросов по ИКТ.
— Николай, как вы думаете, почему в наших школах мало молодых учителей?
— В нашей школе не могу сказать, что мало. В этом году к нам пришли три молодых специалиста, в прошлом четыре. В коллективе должна быть золотая середина – и молодые учителя, и опытные,. Только тогда можно реализовать все задуманное. Если уберем пенсионеров, потеряем школу наставничества.
Мало молодых идут в школу по той причине, что профессия сложная, требует самоотверженности, а не из-за маленькой зарплаты. Сложно работать с детьми в условиях, когда разрушены институты пионерской организации и дополнительного образования. У нас работают детские художественная и музыкальная школы, центр детского творчества, но сколько в них учеников 7 — 11 классов? Чем эти дети занимаются в свободное время?
Второй фактор – социальная неустроенность, зарплата и жилье, но здесь уже многое делается. Я пришел в школу в 2005 году и тогда не было таких условий, как сейчас. В нашей школе помогают учителю найти и оплатить жилье. У молодого специалиста оклад 6500, что соответствует учительскому окладу при 2-й категории. В помощь ему дается опытный учитель-наставник. Есть возможность подзаработать, если ты хочешь организовать кружок, вести факультатив или заняться выпуском газеты.
У руководства нашей школы современный подход к подбору кадров, поэтому к нам стремятся придти работать.
— Что у вас сейчас на первом плане?
— Меня волнует окончание срока действия лицензии на программное обеспечение. Это тревожит, но хочется верить, что решение будет найдено. Буду готовиться к конкурсу «Учитель года» — надо хорошо поразмыслить, выйти с чем-то новым. Думаю и о том, как дети сдадут ЕГЭ по информатике.
— На ваш взгляд, ЕГЭ по информатике имеет смысл?
— Да, он позволяет поступать в лучшие вузы. Один мой ученик в этом году прошел на хорошую специальность в престижный питерский вуз. Если бы не ЕГЭ, он бы и не пытался туда поступать.
Много вопросов по содержанию заданий ЕГЭ, по процедуре – надо все же информатику на компьютерах сдавать, а не в текстовом варианте.
— Многие провинциальные вузы боятся, что из-за ЕГЭ лучшие уедут учиться в Москву и Петербург, а кто останется? Об этом недавно писал ректор Томского университета.
— Это плюс на самом деле. Наши вузы будут думать о качестве своего обучения. Мой выпускник, о котором я говорил, все же предпочел Петербургу Петрозаводск, матфак госуниверситета. Его привлекло, что студенческая команда — призер чемпионатов мира по программированию.
— Какие у вас впечатления о Фрадковских чтениях?
— В прошлом году было мало сухих общих фраз, больше говорили об опыте, практике, новых идеях. Сейчас многовато было общих формулировок, которые мы слышим изо дня в день. А как изменится ситуация, кто должен изменить – этого я не услышал. Сам я ищу новые технологии. Интернет-марафон — мой шаг к тому, чтобы стать современным учителем. Но то, что на Фрадковских чтениях мы открыто говорим обо всем и задаем вопросы, — это отлично!
Подводя итоги конференции, В.И. Черненков, зав. лабораторией ИПК, сказал о секции «Фрадковские чтения» слова, к которым хочется искренне присоединиться:
— Если бы я был моложе, пошел бы учеником к этим учителям.