Две новые выставки открылись только что в столице Карелии. И ни одна не произвела впечатления.
Время современных технологий развязало руки тем, в ком есть хоть малая толика творческой потенции: сейчас творит всякий, каждый чувствует себя на коне, если только в руках у него фотокамера или кисть. Когда в прошлом году в провинциальном Петрозаводске организовали общегородскую фотовыставку, было чему удивиться: более пятидесяти человек на тот момент позиционировали себя как фотографы. Раньше, нужно было потратить немало времени, чтобы добиться каких-то существенных результатов в области фотографии, о живописи и говорить нечего . Теперь же все просто: бери камеру в руки и снимай. Аппарат сам за тебя все сделает.
В этом приметы постмодернистского времени: ни к чему не относиться серьезно, не искать истины и совершенства, не стремиться к недостижимому. Но есть и другая примета: каждый желает явить себя миру. Конечно, в том, что человек занимается творчеством, нет ничего плохого, наоборот. Но вот всякий ли должен вывешивать свои фотографии, сделанные в отпуске, на всеобщее обозрение? Надо ли показывать всем картины, которые в лучшем случае могут претендовать на то, чтобы висеть в квартирах друзей? Может быть, лучше, если они украсят стены твоего подъезда, например, семейный альбом, или личный сайт…
На такие размышления навели меня две выставки, открывшиеся на двух выставочных площадках Петрозаводска. На одной из них представлены фотографии Виктории Горянской, на другой – живопись и фотографии Геннадия Грошева, в прошлом кинооператора Карельского телевидения. И на той, и на другой выставке можно, без сомнения, найти пару неплохих работ, выполненных с настроением. И все же волей-неволей встает вопрос об организации и организаторах выставок. Не секрет, что авторы порой не могут адекватно оценить себя. Тут на помощь и должны придти специалисты: или художественный руководитель зала, или художественный совет. Должна существовать какая-то политика в отношении выставляемого материала, иначе мы все в конце концов будем обречены на псевдоискусство.