Ее посвятили 240-летию Александровского завода.
«Мы так плохо знаем свою историю, в том числе историю своего города», – думала я, слушая директора Национального музея Карелии Михаила Леонидовича Гольденберга. И память у нас короткая. Взять хотя бы историю главного инженера Александровского завода Чарлза Гаскойна, приезда которого в Россию императрица Екатерина Великая добивалась несколько лет. Это она своим указом основала в Петрозаводской слободе Александровский завод.
Версий о том, почему именно Александровский несколько и какая из них наиболее верная, никто точно не знает. Руда наша была не очень хорошего качества, давала много брака, поэтому и понадобился Гаскойн. Пять лет он думал, а потом решился и приехал в Петрозаводск с целой группой инженеров с семьями. Нынешняя улица Карла Маркса так и называлась тогда Английской.
Брак при производстве чугуна снизился при Гаскойне с 20 до 2 процентов. Вообще, каждый раз, когда Гольденберг рассказывает о Гаскойне, поражаюсь судьбе этого удивительного ученого и инженера, и жалею, что в школе у меня не было такого учителя истории. Гаскойн завещал похоронить себя в Петрозаводске, где и был погребен. Могила его, по мнению историков, находится у Крестовоздвиженской церкви в районе нынешней автостоянки на улице Волховской.
Идея поставить уникальному шотландцу в Петрозаводске скульптурный портрет кажется вполне обоснованной. Ведь он был не просто инженер, а лучший металлург Европы того времени и за ним гонялись тогда так же, как теперь гоняются за физиками-ядерщиками. Это он сделал наш завод известнейшим центром металлургии в России. Предполагается, что бюст будет установлен на проспекте Карла Маркса, там, где сейчас огромная клумба.
Желающих послушать об истории Александровского завода, который в этом году отметит 240 лет со дня основания, собралось неожиданно много, поэтому большую часть экскурсии провели не у экспонатов, где места не так много, а прямо в зале Благородного собрания. Вместе вспоминали, сколько заводов было в Петрозаводске еще совсем недавно. Оказывается, только на Онежском тракторном, правопреемнике Александровского завода, трудились около 7 тысяч человек.
Невидимая связь с заводом, который дал жизнь не только городу, но и всему региону, и сегодня реальна. Нет семьи в городе, которая так или иначе не была бы связана с заводом. Да и я сама начинала свой путь фотокорреспондента в заводской газете «Онежец», редактором которой была в те годы известный журналист Алла Белозерова. Кстати, в то время Онежский тракторный завод изготовлял в день несколько десятков тракторов, рекорд – 49!
В зале с экспонатами рассматривали те старинные предметы, что выпускал тогда завод из чугуна. Оказывается, пушки изготавливали, в основном, корабельные. А испытывали их в районе улицы Пробной. Кроме военной продукции – пушек, ядер, якорей – на заводе делали светские вещи: гири, например, а также украшения для интерьера домов, например, панно «Тайная вечеря» и художественное литье. Некоторые вещицы удивляют и по сей день: например, ажурные чугунные подчасники для каминов (это был международный заказ), ваза, миниатюрный бюст Наполеона, чугунные решетки. Между прочим, чудесным образом сохранился макет воздуходувной машины Чарлза Гаскойна, которой почти 170 лет.
На ДАТскую экскурсию пришли разные люди. Среди них несколько краеведов, были экскурсоводы.
– Мы специально пришли послушать Михаила Леонидовича, – пояснила инженер Светлана Овчинникова, для которой водить экскурсии по городу и по республике хобби, – из его увлекательного и эмоционального рассказа всегда можно почерпнуть какой-то новый и интересный факт.
Елена Мошникова, детский врач-психиатр, тоже водит экскурсии из любви к своему краю. На мой вопрос о том, что интересует гостей Петрозаводска, женщины ответили: « Людей интересует не сухая история, а живая история через личности людей. Вот, в частности, когда рассказываем о Гаскойне, люди спрашивают, как сложилась судьба его потомков». И вот тут одна из версий меня просто потрясла. К своему стыду, я прежде о ней не слышала. Есть предположение, что внук Гаскойна Александр Полторацкий был одним из прототипов Евгения Онегина.
Людей на экскурсии интересовало многое. Судьба завода до сих пор волнует всех без исключения. В заключение Михаил Гольденберг сообщил интересный факт: площадь перед входом в бывший завод будет называться Литейной в память об Александровском заводе.
Фото автора