В Национальном музее Карелии открылась необычная выставка «Жемчужина карельского леса».
Останется ли в Карелии карельская береза или от нее сохранится только название? Останется – выражают оптимизм, правда, несколько осторожный, карельские ученые, если мы поможем ей в этом. Оказывается, естественным путем карельская береза в Карелии уже не размножается. В отличие, к примеру, от Белоруссии или Швеция.
Партнерами в создании выставки «Жемчужина карельского леса» выступили сотрудники Института леса КарНЦ РАН. Вряд ли экспозиция вызовет массовый интерес, тем более что представляет собой десятка три стендов с фотографиями. Правда, в экспозиции Национального музея хранятся изделия, выполненные мастерами из карельской березы.
Чем же музей привлекла эта тема? Одна из главных задач его – собирание, хранение и сбережение национального достояния республики. А карельская береза – и есть одно из наших достояний, исчезающих, увы, из лесов, которые дали ей свое имя.
Вековечный Вяйнемяйнен
Сотворил певучий короб.
Целый летний день трудился,
Кантеле строгал упорно
Там, на мысе вечно мглистом,
Там, на острове туманном.
Вытесал певучий короб,
Сделал кантеле основу,
Создал новую отраду
из березы свелеватой.
Береза свелеватая и есть наша карельская береза. Википедия дает такие сведения: «С XIII столетия (известны археологические находки) карельская береза использовалась для изготовления различных художественных изделий и бытовых предметов… древесина этого дерева служила карельским племенам для уплаты налогов. В отечественной литературе первые сведения о карельской березе появились в 1766 году, когда «лесной знатель» Фокель описывал российские леса в Карелии и смежных районах».
Об узорчатой древесине, которая напоминает мрамор, наслышаны и сегодня многие, изделия из нее украшают художественный салон в Петрозаводске, но вот увидеть это дерево в природе довелось не каждому. И не только потому, что знаменитая берёза внешне выглядит более чем скромно и не вызывает к себе внимания. А потому, что встречается она сейчас редко, у ученых Института леса сегодня на учете каждое дерево, и как врачи скорой помощи они готовы сегодня отправиться в любой уголок леса, чтобы спасти каждое дерево.
В 2008 году была разработана специальная программа возрождения популяции карельской березы в республике. Но ее ожидала судьба многих таких же добрых начинаний – отсутствие финансирования поставило точку в этой программе.
Доктор биологических наук, заведующая лабораторией лесных биотехнологий Института леса Лидия Васильевна Ветчинникова на вернисаже продемонстрировала небольшую баночку, уместившуюся на женской ладошке. Но в ней – целая роща карельской березы! Это посадочный материал, выращенный учеными, и они готовы сегодня поделиться им с теми, кто будет помогать восстанавливать популяцию карельской березы в Карелии. Лидия Васильевна рассказала, что интерес выражают многие – от коллективов детских садов до мастеров-краснодеревщиков, которые готовы не только использовать в своих работах древесину карельской березы, но и помогать восстанавливать ее. И в этом ученые видят сегодня залог того, что карельская береза станет карельской не только по названию.
На вернисаже была высказана интересная идея: во время празднования Дня республики в Кондопоге в этом году участники праздника посадили небольшую рощу – 18 карельских берез. Поскольку праздник собираются проводить ежегодно в разных городах Карелии, то почему бы не сделать высадку березы традицией? Уж если говорить о бренде Карелии, то чем карельская береза не бренд? О чем свидетельствует само название.
Национальный музей Карелии собирается организовать не только во время работы экспозиции (она закроется 8 сентября) специальные занятия для всех желающих, но в первую очередь для молодежи. И кто его знает? Может быть, эта выставка и акция станут началом движения возрождения в Карелии популяции карельской березы. И не три тысяч деревьев будет у нас, а… Впрочем, сколько бы ни было, но только бы не меньше. А то ведь придется ехать в Белоруссию, чтобы увидеть карельскую березу.
Фото пресс-службы Национального музея РК и автора