Новым механизмам социального партнерства в наступающем 2015 году между «Северсталью» и Карелией была посвящена вчерашняя пресс-конференция.
От оказания помощи и поддержки по отдельным запросам компания «Северсталь» за 20 лет (начиная с 1993 года – времени создания компании) перешла к формированию своей собственной политики в области благотворительности, имея в виду все возрастающие требования к социальной ответственности бизнеса.
За эти же годы сформировались 7 основных программ благотворительной деятельности компании: «Агентство городского развития» (началась в 1999 году и направлена на поддержку малого бизнеса в Череповце), «Дорога к дому» (профилактика социального сиротства, 2006 год), грантовый конкурс «Музеи Русского Севера» (2007 год), Программа развития корпоративного волонтерства среди сотрудников ОАО «Северсталь» (2010 год), Ресурсно-методический центр для социально ориентированных НКО» (2012 год), хоккейный клуб «Северсталь» и одна из самых молодых — программа профессиональной подготовки менеджеров культуры «Культурный Upgrade», которая стартовала в 2013 году.
О работе «Северстали» над реализацией этих программ рассказала на пресс-конференции в Музее изобразительных искусств РК начальник управления корпоративной социальной ответственности и бренду ОАО «Северсталь» Наталья Поппель. Сама же совместная пресс-конференция, в которой участвовали представители Министерства культуры Карелии, ОАО «Карельский окатыш», Музея изобразительных искусств была посвящена новым механизмам социального партнерства в наступающем 2015 году между «Северсталью» и Карелией.
Наиболее весомо ощутила поддержку компании прежде всего наша культура: достаточно напомнить, что за последние пять лет шесть проектов наших музеев вошли в число победителей проекта «Музеи Русского Севера», годовой бюджет которого составляет около трех миллионов рублей. В этом году среди победителей — Национальный музей РК с проектом «Калитка. RU».
Гранты расходуются на обновление музейного оборудования, создание новых выставок и экспозиций, на что почти никогда не достает бюджетных средств. Одним из новых направлений деятельности «Северстали» в области культуры стало обучение профессиональных менеджеров в области культуры. Для проведения занятий в рамках программы «Культурный Upgrade» компания привлекла не только российских, но и иностранных преподавателей, совместно с Британским советом организовала поездку участников программы в Англию, где предоставила им возможность познакомиться с опытом предпринимательской деятельности в области культуры. Победители же — по два от каждого из четырех регионов присутствия «Северстали» — помимо поездки в Англию получат около миллиона рублей для реализации своих проектов, признанных лучшими.
В развитие этого проекта принято решение о проведении уже совместной комплексной программы «Культурный Upgrade-2015 в Костомукше», которая будет посвящена развитию социального предпринимательства и творческих индустрий на базе городских фестивальных проектов.
В этом году 9 представителей музеев Карелии участвовали в образовательной программе «Музей – детям» в Санкт-Петербурге.
– Мы планируем, – подчеркнула Наталья Поппель, – объединить наши усилия с властями Карелии и обществом республики по продвижению творческих идей и духа предпринимательства, поддержке талантов и стремления к прекрасному у детей, подростков и семейной аудитории…
Естественно, что основной интерес «Северсталь» питает к Костомукше, городу, в котором находится филиал компании. И этот интерес выливается в конкретные шаги, например, поддержку городских фестивалей и культурных мероприятий. Достаточно назвать один: Международный фестиваль камерного искусства, который за 27 лет существования перерос в культурное событие республиканского масштаба. А без поддержки бизнеса давно бы просто увял.
Одним из новых направлений социальной политики в Костомукше – но не для компании, поддержку которого взяла на себя «Северсталь», станет Агентство городского развития. Это было и первое направление для самой «Северстали», оно родилось в сложные 90-е годы ХХ века и стало одним из самых актуальных. За прошедшие годы почти наполовину сократилась численность работающих на головном предприятии – Череповецком металлургическом комбинате. Но при этом в разы увеличилось число представителей малого и среднего бизнеса в городе металлургов. Есть в этом и вклад агентства. Теперь «Северсталь» собирается повторить опыт по развитию малого и среднего бизнеса, социального предпринимательства и культурных индустрий уже в Костомукше. Для чего представители ее в этом году побывали в Череповце – для знакомства с тамошним опытом.
Министр культуры Карелии Елена Богданова говорила о том, что Карелия ценит поддержку компании, ее готовность участвовать в совместных проектах и расширять в дальнейшем социальное партнерство. И в первую очередь в области культуры, финансирование которой, увы, оставляет желать лучшего.
Поэтому я и задала вопрос Наталье Анатольевне Поппель: не отразится ли кризис, который переживает сегодня Россия, на социальной политике «Северстали»? Она ответила коротко: «Таких планов у компании нет».
А мне вот что подумалось: это хорошо, когда представители бизнеса помогают театрам выпустить новый спектакль, музеям – провести выставку, школьников отправить на елку в Москву или к Деду Морозу и т.п. Хотя все это состоялось бы и без них, честно говоря. Но при финансовой поддержке со стороны получились, естественно, ярче, интереснее, значительнее. Но не пора ли переходить от разовых актов благотворительности к политике социальной ответственности бизнеса перед обществом? Пример «Северстали» наглядно убеждает в необходимости, важности и вневременной актуальности этого. Тем более что и у нас в Карелии есть аналогичный пример, я имею в виду Кондопожский ЦБК, и прежде всего бывшего его директора Виталия Александровича Федермессера.
Фото автора