26 марта назовут имена победителей, которые затем станут участниками республиканского финала.
С 12 по 24 марта в детских садах, школах, лицеях Петрозаводска проводятся конкурсные испытания, на которых учителя, воспитатели, логопеды и психологи не только проводят открытые уроки, мастер-классы, но и рассказывают о профессиональных открытиях, обмениваются опытом.
В 2015 году в конкурсе принимают участие 66 педагогов, из них 39 педагогов общеобразовательных учреждений города, 20 воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, три педагога дополнительного образования, а также психолог, дефектолог, логопед и социальный педагог.
Традиционно городской Конкурс «Учитель года Петрозаводска» проводится в номинациях «Учитель», «Воспитатель», «Учитель – преподаватель ОБЖ», «Дебют», «Специалист года», «Воспитать человека».
Университетский лицей Петрозаводска стал рабочей площадкой для номинации «Учитель». Именно здесь в понедельник, вторник и среду давали открытые уроки учителя из разных школ города. Говорят, что урок на конкурсе — основной и самый непростой этап, который и определяет лидеров конкурса.
Понедельник и среда оказались самыми насыщенными днями для жюри. В эти дни они смотрели по пять уроков, в среду — три. Начался конкурс уроком английского языка «Мой день», который для пятиклассников дала Ксения Николаевна Боброва, учитель школы №27. Взрослых на уроке присутствовало примерно столько же, сколько и детей. За 40 минут пятиклашки успели и в игру поиграть, и за компьютером поработать, и с учителем пообщаться. Конечно, такой темп урока и смена деятельности не оставляли активным деткам возможности пошалить или отвлечься. После урока мне удалось переговорить с ученицей.
— На уроке английского всегда на компьютерах работаете?
— Нет, это было в первый раз. Конечно, понравилось, но обычно мы просто сидим за партами.
— Использование компьютера — это одно из требований ФГОС, — рассказала Ксения Николаевна после урока, когда жюри слушает самоанализ педагога и задает вопросы.
Кстати, в предметном жюри участвовала Елена Дарвина, учительница английского языка, которая в прошлом году вышла в финал республиканского конкурса «Учитель года». Было видно, как она поддерживает коллег, интересуется, с какими трудностями они сталкиваются, чем руководствуются при выборе материала и как оценивают детей.
Надежда Николаевна Сысойкина, филолог гимназии №37 читала с детьми стихотворение Лермонтова «Листок». Активные пятиклассники не просто читали, а обсуждали, доказывали, спорили. Один мальчик начинал свой ответ с фразы : «Цитирую»… Надо было видеть, как улыбались все присутствующие взрослые, как приятно было видеть детей, которые искренно возмущаются жестокостью младой чинары и жалеют сухой, потерявшийся листок.
Во время своего общения с жюри Надежда Николаевна сказала, что не знает, насколько детям понравился урок, но за 10 минут до этого мне удалось сделать снимок ребят, которые тянули руку — сразу четыре мальчика были готовы ответить на вопрос учительницы.
Еще два урока филологов Оксаны Юрьевны Алтусарь из лицея №1 и Сергея Анатольевича Невского из школы №9 оставили удивительное ощущение света и радости.
Тема была непростой — Великая Отечественная война. Оксана Юрьевна говорила с девятиклассниками о письмах и открытках — кстати, открытку за 40 минут сделали абсолютно все ребята, причем на уроке времени хватило и на чтение, и на ответы учеников, и на работу в тетради.
— Конечно, хотелось бы, чтобы дети были поактивнее. И у меня такое ощущение, что это был даже больше урок развития речи. Поэтому, конечно, было бы логично работать с этой темой два урока — так, как это обычно и бывает, — сказала Оксана Юрьевна во время общения с жюри.
Меня же порадовал сам подход учителя. У всех учеников остались открытки, которые можно подписать к 9 мая. Интересно, кому они будут адресованы и подарены. Что напишут в них подростки?
Сергей Анатольевич Невский читал с восьмиклассниками поэму В. Морозова «Анастасия Фомина». Само произведение было склеено в небольшие книжицы, которые ученики унесли домой.
Что удивило в этом уроке? Учитель выбрал для урока творчество земляка, петрозаводчанина, чей музей есть в 9-й школе. Чтение. Сергей Анатольевич прочел всю поэму, цитируя многие фрагменты наизусть. Поверьте, это был один из самых удивительных моментов урока! Класс замер, а мне подумалось, что нашей школе катастрофически не хватает учителей-филологов, которые могли бы так работать с детьми.
Завершалась работа номинации «Учитель» уроком технологии Виктора Анатольевича Костикова, учителя школы №3. Тема «Отпустишь — улетит, а оставишь — сдуется». Наверное, это был единственный урок, где смеялись и улыбались абсолютно все, даже строгое жюри. Мальчики надували шарики, учились создавать из них букеты, узнали историю появления шарика. И порадовали свою классную руководительницу — огромный букет из надувных шаров преподнесли ей непоседы .
Возвращаясь домой после конкурса, я встретила Диму. В руках у него был яркий цветок из надувных шаров. Дима рассказал, что такого урока у него еще не было ни разу. Обычно ребята что-то мастерят из дерева.
— Недавно сердечко выпиливали, а сейчас композицию «Заборчик» доделываем. Вот если бы у нас второй урок про шарики был, я бы научился точно делать что-то интересное! Цветок дома будет общим. Для меня это меч, а для всех пусть будет цветком.
Завтра станут известны имена финалистов конкурса.
Организаторы конкурса — Комитет социального развития и управление образования Администрации Петрозаводска и Центр развития образования.
Фото автора