На открытии директор Карельского государственного краеведческого музея Михаил Гольденберг сказал:
– Петрозаводск давно уже превратился в центр музейной педагогики. Это неслучайно. Сегодня музеи находятся на перепутье в определении своих миссий. Музей – это не склад, не кладбище, а живой организм. Он уникален тем, что дает возможность общения с предметом, только нужно человека этому научить. Музей – не только эксперимент и диалог, но и культуротворчество. И именно поэтому он и школа неразделимы.
В этом году, тематика конференции была достаточно обширна и разнообразна. Впервые практиковалась и заочная форма –- из районов было прислано около 20 докладов, которые демонстрировались в ходе конференции на стендах. Все представленные материалы будут собраны в электронном сборнике докладов.
– Сейчас государственные музеи в методике работы с детьми ушли значительно вперед от школьных музеев, – подчеркнула в приветственном слове Нина Винокурова, главный специалист Министерства образования и по делам молодежи РК. – Школьный музей должен выйти из застеколья! И одна из основных задач данной конференции – поделиться со школьными музеями накопленным опытом.
Выставки для детей требуют от их создателей большой выдумки, творчества. Это непрекращающийся поиск формы и содержания, которые были бы интересны ребенку, увлекли его. Тут важно все время «держать руку на пульсе», знать, чем живут сегодняшние дети. Выставка-загадка, на которой нужно отгадать, что это за предмет, для чего он использовался. Выставка «сделай сам», погружающая ребенка в другое время, другой мир: а попробуй-ка повтори, смастери такую же прялку или свяжи такое же полотно. А выставка-путешествие по кровеносным сосудам? Взрослые, придумывающие выставки для детей, должны быть неутомимы и смотреть на мир глазами детей, как бы банально это ни звучало.
Организаторы конференции рассчитывают, что состоялся ценнейший обмен опытом по актуальной проблеме организации музейно-педагогического пространства, способствующего не только образованию детей, но и созданию поля для общения и преемственности поколений.