Новости, Хроника

Манифест гуманистической педагогики представил образ новой школы

Нынешняя школа отстает от современности и изменений мира, и последствия затрагивают всех, сказано в нем.

Рис. www.novayagazeta.ru/Авторы Манифеста после выхода «Педагогики сотрудничества» Симона Соловейчика активно участвовали в школьных изменениях в качестве учителей, управленцев, учёных, экспертов.Сегодня они по-новому переосмысливают сотрудничество школы и ребенка.

Попытки политиков и управленцев решать накопившие проблемы механическим путем — добавлением нового предмета в расписание, фиксацией обязательных знаний в стандарте, усилением проверок, приводят к тому, что детям стало неинтересно учиться, «управленцы дрожат в ожидании очередных комиссий, а учителя задавлены отчетностью: им просто некогда заниматься детьми». Авторы Манифеста представляют учителям, родителям и всем, кто заинтересован в развитии образования, альтернативный образ будущего школы.

Задача современной школы – научить учиться в течение всей жизни: от задачи к задаче, от опыта к опыту. Центральной фигурой в школе является ученик, и школа способна научить его учиться самостоятельно. Для этого необходимо помочь школьнику раскрыть потребности, выбрать собственную траекторию и помогать двигаться по выбранному пути. Индивидуализация образования и персональный подход возможен лишь при многообразии программ, школ, учебников, пособий, методик, учительских практик. Именно они смогут дать разным детям из разных городов с разными способностями и возможностями равные шансы. Уповать на единый учебник, расписание и программы, однотипные методики — наивно и опасно, считают авторы документа.

«Сверхцентрализованное управление школами, безумно забюрократизированное, построенное на жестком контроле и бесконечной отчетности, — тормозит процесс. 40 000 школ уныло ждут команды, единой для всех, на изменение уклада и методики: «Экспериментировать подано»! Но кто быстрее и адекватнее отреагирует на перемены? Школьный коллектив или ведомство в Москве? Ответ очевиден».

Чем жестче управленческая вертикаль, тем менее управляемы процессы, чем больше вложения в школу, тем меньше удовлетворенности образованием. Не ложная стандартизация, при которой ученика подгоняют под образовательную схему, а выработка стратегий, позволяющих настроить схему под каждого ученика. Одной из таких стратегий, по мнению коллектива авторов, является прямая связь между навыками, которые дает школа, и рынками труда.

Манифест опубликован в «Новой газете».

Источник: Педсовет.org