Хроника

Узбекская тюбетейка в музее «Кижи»

В выставочном зале музея-заповедника «Кижи» открылась выставка с необычным названием «Шапочное знакомство».
Узбекская детская тюбетейка сер. XX векаВыставка знакомит с уникальной коллекцией головных уборов XIX – XX вв., характерных для более чем двадцати национальностей и народностей России. Это уже вторая экспозиция, представленная в Карелии Российским Этнографическим музеем.

Русский и эстонский кокошники, узбекская тюбетейка, корякский малахай, карельская «сорока», детские, мужские, женские, ритуальные головные уборы… Как рассказала на открытии научный сотрудник отдела этнографии русского народа Российского Этнографического музея Татьяна Зимина, каждый головной убор символичен и имеет свою историю. Материал, из которого он изготовлен, форма, вышивка – все эти «говорящие» детали могут поведать не только о возрасте и поле своего носителя, но и о его социальном статусе, месте проживания, иногда даже профессии.

Например, если головной убор полностью украшен шитьем и преобладает красный цвет, значит он девичий, свадебный. Красный цвет исконно на Руси был связан с праздником: свадебное платье невесты было именно красным, а нарядная одежда имела хоть какую-нибудь деталь красного цвета; также это цвет оберега. А вот в старушечьем головном уборе должен был  преобладать белый цвет, белый цвет – бесцветие, чистота. Кстати, каждая девушка, женщина изготавливала  головной убор сама.

Головной убор шамана, кажется, до сих пор не утратил своей магической силы – так и привлекает своей необычностью. Ленты, бусины, бубенчики, рога оленя, пуговица «третий глаз» – все детали говорят о принадлежности этого шамана к самому высшему уровню.
 
Русский женский головной убор ''Сорока''. Конец XIX векаПоражает разнообразие материалов, из которых изготавливались головные уборы: мех, кожа, шерсть, конский волос, дерево, шкурки и перья птиц. Декорировались они бисером, вставками из жемчуга и полудрагоценных камней, подвесками из монет, раковин каури и кораллов, металлическими нашивками.

Хочется особо отметить художественное оформление выставки, выполненное дизайнером музея «Кижи» Ириной Панковой, – гармоничное, мягкое, создающее атмосферу. Дополняет выставку видеоролик музея «Кижи» о традиционных женских головных уборах Олонецкого края.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Головной убор шамана. Конец XIX - нач. XX века