Представлены куклы разных художников из спектаклей разных лет. Многие из них годами лежали в запасниках театра и давно не видели белого света.
Специально для этой выставки куклы были отреставрированы стараниями художественного цеха театра, а столярный цех сделал выставочные рамы.
— Любой художник сможет сделать куклу, но не каждый способен сделать куклу для театра кукол. Здесь важен характер, не говоря уж об удобстве и правильности механики, — говорит ведущая экскурсий в «Волшебную комнату» заслуженная артистка Карелии Людмила Терентьева.
Профессиональная театральная кукла — это и произведение искусства, и сложный механизм. Секрет и смысл жизни любой театральной куклы — в её неразрывном существовании на сцене вместе с актером, в создаваемом ими совместно образе. Наделённых актерскими возможностями кукол создают настоящие художники, и в восьмидесятилетнюю историю театра вошло немало имён художников-творцов: от Николая Ласточкина до Виктора Антонова. Эта выставка вместила больше полувека театрального творчества: самая старинная кукла, представленная на выставке, — 1965 года, самые новые — 2008 года. Переходя от стенда к стенду, видишь, как от десятилетия к десятилетию видоизменяются куклы.
На выставке представлено несколько тростевых кукол Юрия Минаева из спектаклей «Весёлая карусель», «Буратино» и «Божественная комедия». Минаев — настоящий кукольник: и режиссёр, и художник. Он был главным режиссёром нашего театра в 1965-1967 годах, затем долгое время работал в Саратовском театре кукол «Теремок». Но добрая память о нём у нас живёт: уже полвека сделанный им уникальный гапит, которым очень удобно работать в тростевой кукле, в театре называют «минаевский гапит».
Большая часть выставки — куклы удивительной художницы Христины Скалдиной, работавшей в театре с 1968 года. Это художник-кукольник с парадоксальным творческим видением. Неуёмная фантазия и бурная изобретательность Скалдиной оживила множество спектаклей. На выставке представлены куклы из спектаклей «Раз, два, три, четыре, пять», «Новые приключения Пифа», «Чебурашка», «Матрёшки и Ванька-Встанька», «Золотая пряжа», «Карельский сувенир», «Сказ о граде Лебединце». И каждая из этих кукол — живая, характерная, полная внутренней динамики. Рекомендуя Христину Скалдину в члены Союза художников, Сергей Образцов писал: «Работы Скалдиной всегда отличаются хорошим вкусом, выразительностью, умением найти верный сценический образ персонажа, точным знанием специфики куклы и декорационного решения». Скалдина ушла из жизни в 1989 году, но ее куклы живут и восхищают детей и взрослых.
В конце восьмидесятых пришла работать в театр художник Марина Ефимова (Зленко). С ней связана целая эпоха театра, пришедшаяся на самое сложное постперестроечное время. С 1994 по 2002 годы Марина Ефимова была почти бессменным художником-постановщиком. Тогда творческие ресурсы искали внутри театров: артисты становились режиссёрами, художниками, завлитами и даже монтировщиками. Не было ни материалов, ни денег на них, и часто спектакли шли «на подборе»: кукол из старых спектаклей подкрашивали, ремонтировали, переодевали и снова выпускали на сцену. Трудно творить в таких условиях, однако Марина Ефимова выпустила более двадцати спектаклей! На выставке представлены её куклы из спектаклей «Ковбойская история» и «То ли люди, то ли куклы». Постперестроечная закалка позволила Марине Витальевне Зленко с 2009 года занять ещё более хлопотную должность заведующей постановочной частью.
XХI век представлен на выставке куклами из спектакля «Собачья сказка» Марии Ивановой и двумя макетами декораций: к спектаклю «Снежная королева» Елены Бересневой и к спектаклю «Стойкий оловянный солдатик» Ларисы Микиной-Прободяк. Все спектакли очень разные: маски, марионетки, планшетки, но во всех трёх есть игра с масштабами.
Конечно, эта выставка неполная. В «Волшебной комнате» живёт ещё немало ярких характерных персонажей, мечтающих выйти из тесной комнатки на белый свет. И, может быть, кому-то из них это удастся через пять лет.
Фото предоставлены Театром кукол РК