Хроника

Симфония цвета Екатерины Пеховой

«Солнцем  карельской живописи»  назвал народного художника Карелии Екатерину Пехову  Михаил Юфа. Выставка к ее 80-летию открылась 23 мая в Музее изобразительных искусств Карелии.

Уже сейчас очевидно:  эта выставка –  событие культурной жизни карельской столицы в  заканчивающемся сезоне.

На вернисаже не было официальных лиц, официальных букетов и официальных слов. Были живые, яркие и очень теплые воспоминания о замечательной художнице с непростым, ершистым характером, но, по свидетельству друживших с ней людей, добрейшей души человеком, с большим чувством юмора и тонкой душой.

О дружбе с Екатериной Пеховой Михаил Юфа сказал: «Это солнце карельской живописи!» И попросил журналистов не забыть о его высказывании. Известная балерина Наталья Гальцина в свое время  не только позировала Екатерине Константиновне как модель, но и покупала у художницы в трудную для нее минуту картины, чтобы поддержать ее. С большой любовью вспоминала художницу балерина Елена Сидорова. Ее родители, известные танцовщики, и она сама, будучи маленькой девочкой, тоже позировали Екатерине Пеховой. Художница создала целую плеяду портретов людей искусства. Это  не просто портреты –  образы, в которых внешнее сходство не было главным для художника: она пыталась «дойти до самой сути», показывая человека.

Внимательный зритель самостоятельно может найти все это в картинах художницы и без подсказки. Эти произведения как хорошие детские книжки, в которых за внешней наивностью неизменно присутствует глубина. Не надо быть тонким психологом,  чтобы за картинами увидеть автора: серьезного, вдумчивого философа, с тонкой самоиронией, с открытым, чистым, светлым взглядом на мир – такой бывает только  у ребенка.

В том, что выставка удалась, несомненна заслуга и автора проекта, куратора выставки Серафимы Поляковой, которая многие годы  дружила с Екатериной Пеховой. Экспозиция получилась очень удачной: в первом зале портреты людей искусства, далее  работы, посвященные теме детства, затем идут дивные пейзажи, так не похожие  на привычно-унылые карельские картины природы. Глядя на эти пейзажи,  думаешь, что художница, садясь за мольберт,  надевала специальные чудесные очки и потому из ее рук выходили  картины-оды и  гимны, в которых непременно присутствовало лирическое начало.

Серафиме Константиновне  удалось  выбрать из 100 работ, находящихся в музее, те, что смогли наиболее полно раскрыть лучшие стороны творчества Пеховой. Экспозиция последнего зала  звучит мощным аккордом в этой удивительной симфонии цвета:  здесь представлен главный персонаж – ярило солнце. А еще так любимые Пеховой кошки, у каждой из них было свое имя. Невозможно пройти мимо удивительного последнего автопортрета, на котором седая женщина в небесно-голубом платье с легкой иронией смотрит на зрителя. И подпись: «З0 лет спустя в мечтах о Гомсельге».

О подписях под картинами необходимо писать отдельно,  в них тоже раскрывается автор.  «Похороните меня на этом острове»  или под «портретом» кошачьей семьи: «Не пьем, не курим, не фарцуем…»

Говорят, устами младенца глаголет истина. Вспоминаю серый, пасмурный  день много лет назад, когда привела пятилетнюю дочку на персональную выставку Екатерины Пеховой. Ребенок на глазах преобразился: «Какой красивый мир!»  Из музея мы вышли счастливые и окрыленные.

Ту же радость от встречи с произведениями народной художницы получили те, кто присутствовал на вернисаже. Екатерины Пеховой уже нет с нами, но она продолжает жить в своих удивительных полотнах …