«Солнцем карельской живописи» назвал народного художника Карелии Екатерину Пехову Михаил Юфа. Выставка к ее 80-летию открылась 23 мая в Музее изобразительных искусств Карелии.
Уже сейчас очевидно: эта выставка – событие культурной жизни карельской столицы в заканчивающемся сезоне.
На вернисаже не было официальных лиц, официальных букетов и официальных слов. Были живые, яркие и очень теплые воспоминания о замечательной художнице с непростым, ершистым характером, но, по свидетельству друживших с ней людей, добрейшей души человеком, с большим чувством юмора и тонкой душой.
О дружбе с Екатериной Пеховой Михаил Юфа сказал: «Это солнце карельской живописи!» И попросил журналистов не забыть о его высказывании. Известная балерина Наталья Гальцина в свое время не только позировала Екатерине Константиновне как модель, но и покупала у художницы в трудную для нее минуту картины, чтобы поддержать ее. С большой любовью вспоминала художницу балерина Елена Сидорова. Ее родители, известные танцовщики, и она сама, будучи маленькой девочкой, тоже позировали Екатерине Пеховой. Художница создала целую плеяду портретов людей искусства. Это не просто портреты – образы, в которых внешнее сходство не было главным для художника: она пыталась «дойти до самой сути», показывая человека.
Внимательный зритель самостоятельно может найти все это в картинах художницы и без подсказки. Эти произведения как хорошие детские книжки, в которых за внешней наивностью неизменно присутствует глубина. Не надо быть тонким психологом, чтобы за картинами увидеть автора: серьезного, вдумчивого философа, с тонкой самоиронией, с открытым, чистым, светлым взглядом на мир – такой бывает только у ребенка.
В том, что выставка удалась, несомненна заслуга и автора проекта, куратора выставки Серафимы Поляковой, которая многие годы дружила с Екатериной Пеховой. Экспозиция получилась очень удачной: в первом зале портреты людей искусства, далее работы, посвященные теме детства, затем идут дивные пейзажи, так не похожие на привычно-унылые карельские картины природы. Глядя на эти пейзажи, думаешь, что художница, садясь за мольберт, надевала специальные чудесные очки и потому из ее рук выходили картины-оды и гимны, в которых непременно присутствовало лирическое начало.
Серафиме Константиновне удалось выбрать из 100 работ, находящихся в музее, те, что смогли наиболее полно раскрыть лучшие стороны творчества Пеховой. Экспозиция последнего зала звучит мощным аккордом в этой удивительной симфонии цвета: здесь представлен главный персонаж – ярило солнце. А еще так любимые Пеховой кошки, у каждой из них было свое имя. Невозможно пройти мимо удивительного последнего автопортрета, на котором седая женщина в небесно-голубом платье с легкой иронией смотрит на зрителя. И подпись: «З0 лет спустя в мечтах о Гомсельге».
О подписях под картинами необходимо писать отдельно, в них тоже раскрывается автор. «Похороните меня на этом острове» или под «портретом» кошачьей семьи: «Не пьем, не курим, не фарцуем…»
Говорят, устами младенца глаголет истина. Вспоминаю серый, пасмурный день много лет назад, когда привела пятилетнюю дочку на персональную выставку Екатерины Пеховой. Ребенок на глазах преобразился: «Какой красивый мир!» Из музея мы вышли счастливые и окрыленные.
Ту же радость от встречи с произведениями народной художницы получили те, кто присутствовал на вернисаже. Екатерины Пеховой уже нет с нами, но она продолжает жить в своих удивительных полотнах …