Хроника

Александр Худилайнен: «Маленькие сельские школы закрывать нельзя»

Новый Глава Карелии  дал сегодня первую пресс-конференцию для журналистов карельских СМИ.

 
{hsimage|Александр Худилайнен на пресс-конференции ||||} Александру Худилайнену, как он рассказал, ежедневно в 7-30 докладывают о ситуации в республике. Новый Глава РК за три недели после назначения побывал уже во многих районах и будет еще в течение месяца-двух проводить там день-два каждую неделю, чтобы детально вникнуть в проблемы республики и выработать стратегию развития.
 
За часовую встречу Александр Худилайнен ответил на множество вопросов  — от развития туризма до работы комиссии Генрокуратуры в Петрозаводске. Я задала вопрос о его отношении к маленьким сельским школам, о закрытии которых речь ведется все последние годы. Александр Худилайнен ответил:
 
—  Малокомплектные сельские школы закрывать нельзя — это мое глубокое убеждение. Даже если в классе учатся 9-10 человек вместо 16-ти по нормативу. Если закрыть сельскую школу, перспективы у села не будет. Мы сделаем всё, чтобы сохранить систему образования в республике. 21 июня было принято решение о повышении финансового норматива для таких школ.
 
Александр Худилайнен рассказал, что побывал недавно в  школе Черного Порога (Сегежский район Карелии. — Н.М. ), где, оказывается, прошло его детство. Там учатся сейчас немногим больше 80 человек, школа хорошая — в такие, по его мнению,  средства надо вкладывать, а не закрывать их. И подчеркнул еще раз: "Будем сохранять по максимуму все малокомплектные школы!" 
 
Отвечая на вопросы,  Александр Худилайнен сказал также следующее:
 
* Три главные задачи он ставит: продолжить газификацию, заняться дорогами и системой энергетики республики.
 
* Будет проведен аудит амбициозного проекта предыдущего губернатора "Духовное возрождение Карелии" (наш журнал много об этом писал ).
 
О туризме. В Карелии более 4 тысяч объектов, которые  можно показывать туристам. "Один Национальный театр чего стоит! На блестящем финском языке идут спектакли на сюжеты "Калевалы". В Карелии можно было бы сделать что-то подобное фестивалю в Савонлинна, надо с Гергиевым посоветоваться".
 
* О торговых центрах.  Строительство торгового супермаркета в центре Петрозаводска  ("Макси" на проспекте Ленина. — Н.М.), по мнению Главы РК, — стратегическая ошибка. К центру будет подъезжать множество машин, его нужно было вывести за пределы города. Александр Худилайнен считает необходимым ввести налог с продаж в местный бюджет для торговых организаций.
 
О молодежи. Работая в Гатчинском районе, Глава РК убедился, что молодежь слабо себе представляет возможности для самореализации на родине. После того как запустили программу по знакомству молодых с районом и его перспективами, количество желающих остаться на родине увеличилось за три года с 16 до 53%.  Александр Худилайнен дал поручение Минобразования Карелии отслеживать судьбу выпускников. Даже директора районных школ, недоумевает он, не знают, сколько выпускников после вуза вернулось в родные места.
 
Александр Худилайнен намерен проводить публичные отчеты перед населением. Он обратился к журналистам с просьбой перечислить проблемы, по которым люди хотели бы получить от него информацию. Предложения мы передадим письменно. Вы, наши читатели, можете высказать свое мнение на сей счет. Пишите нам!
 
Фото автора
  • Лилия

    Как грустно…Душат безысходность и отчаяние!!!Интернет просто «взрывается»статьями о ликвидированных обманным путём (филиализация-ликвидация) школах!!!
    Я приехала в маленький посёлок Таунан на юге Карелии 22 года назад по распределению из г.Петрозаводска,работать учителем начальных классов.На тот момент в школе было 2 первых класса.Зверосовхоз -«миллионер » постепенно развалился…Молодые семьи разехались.Уехали семьи- увезли детей…Сегодня в нашей школе очень мало ребят.Зато есть педагоги,которые хотят и могут работать.Здание школы реконструировано 7 лет назад.Мы его так долго ждали.Открытие новой школы ,конечно,стало событием для всего посёлка.Мы с любовью вспоминаем старое ветхое,частично оставшееся ещё от финов здание.Работали в нём десятилетиями!!
    Под тенью берёз белоствольных
    В обнимку со старыми ёлками
    На горке стояла она…
    С давно помутневшими стёклами
    И с крышей,что еле жива…
    Встречала детей до последнего,
    Неся честно учесть свою.
    Лишь скрипом полов напевала унылую песню свою.
    Лилась эта песня по краю,Услышали люди её,
    И дружно все вместе сказали
    Серьёзное слово своё..
    Что будет «старушке» замена.
    Дела не застваили ждать
    И вот уже юная смена
    Готова детишек принять…
    Прошло всего 7 лет с того памятного события…
    Сегодня нас стыдят тем ,что мы висим «камнем на шее» у школ района,так как содержать нашу школу не выгодно.Разве наши дети виноваты,что их мало? А разве мы виноваты,что на селе так мало детей!?Я уверенна на 99,9%,что учителя из города не готовы обменять своих 25 учеников,работу и проживание в городе, на 3-х сельских детишек и,как некоторые считают,почти одинаковую зарплату и проживание в деревне.Особенно,если учесть,что из 5-ти учеников — 3 из социально-неблагополучных семей. Никого в деревню и пряником не заманешь!!!Наши сельские детишки и так ничего не видят.А сегодня у них пытаются отобрать ещё их родную школу и учителей!!!Всех на автобусы!!!Как в Европе!!!Смешно и стыдно одновременно!!!Это всё эмоции,как говорят наши местные чиновники.Мы принимаем вызов и не собираемся сдаваться!!!За нами,как минимум,наши ученики, их родители и местные жители!!Мы принимаем бой!!!

  • Василий Лукьянов

    К слову о школе . Я уважаю мнение известного в Карелии ,да и не только в Карелии журналиста Валентины Владимировны Акуленко.На эти выходные я с земляками ездил в Заонежье к себе на родину и совершенно неожиданно встретил свою первую учительницу,которая учила меня в первом классе Андрееву Евгению Егоровну (Томилину). Радости нашей не было предела. Там она была на даче у сына. Мы уселись на берегу Онега,кстати погода была отличная и воспоминания полились рекой. Мы вспоминали далёкие нелегкие послевоенные годы.Только что Заонежье в июне 1944 года освободилось от кошмаров финской оккупации,но война ещё грохотала и напоминала нам о себе,часто наши парнишки подрывались на финских «подарках»-минах.Больше всех этих «подарков» (более 20 тысяч) падало на Заонежье,но мы мужественно осваивали
    сапёрное искусство, не считаясь с оторванными пальцами и руками.Сразу же после освобождения в Вырозере в деревне Федосова гора на втором этаже купеческого дома(стоит до сих пор) была открыта школа.Она там находилась до 1 Января 1945 года,после чего переехала в своё отремонтированное здание.Мы «со товарищи» с впухшими от мякины и березовых опилок животами заняли места школьников и с 1 Января 1945 года здесь начал работать детский садик.В садике несмотря на войну неплохо кормили по тем временам, даже китовой тушонки из»американских подарков» попробовали. Иногда подарки состояли из одежды,разные костюмчики ,кофточки и т.д.их строго распеделяли в садике.Руководила детсадом Александра Григорьевна Бычкова (Июдина),живёт в Петрозаводске. В агусте 1948 года мы дети ,которым нужно было идти в школу покинулм детский садик. В честь этого события был устоен концерт и торжественный обед.1 сентября 1948 года нас приняла под своё крыло Вырозерская семилетняя школа. Закон об обязательном бесплатном семилетнем образовании действовал безупречно.
    Вот торжественный день 1 сентября 1948 года наступил и мы подались в науку. Я изготовил букет из маков,которые тогда росли у каждого в огороде и тоже вручил учителям встречавшим нас на крыльце школы.Были там и представители местных властей,тоже поздравляли нас с началом учёбы. Вся школа была отремонтирована и пахла свежей краской,парты, полы. В классе Евгения Егоровна раздала нам новенькие буквари,»Родную речь»,»арифметику!и ещё какую то книгу.это всё тогда бесплатно давалось и книги эти обратно не сдавались.
    В левом углу класса красовался наш «ПК» с деревянными «костяшками» на котором мы осваивали арифметику и как показала практика этот ПК принёс больше пользы ,чем современный комп..Для детей чьи отцы погибли на фронте в школе были организованы бесплатные обеды,а для тех детей, кто проживал немного в отдалении 2-3 км. был недалеко от школы открыт интернат,где дети ночевали и занимались уроками.
    Много мы переговорили с Евгенией Егоровной,сфотографировались на память.
    На обратном пути я показал молодым землякам 2х этажное здание бывшей приходской школы, постоенной на средства купца. Вывод: менталитет купца на несколько порядков был выше чем у ЕР,он знал что безграмотная Россия станет жертвою хищников и погибнет.
    А про «синий троллейбус» оставляю без комментариев.
    «Назад к дубине!» генеральный курс Единой России это и так ясно.

  • Юлия Свинцова

    «…о петрозаводских «синих троллейбусах», которые губернатор предложил отменить из-за нерентабельности этой услуги».

    Где это, когда это сказали?О!(((

    Алексей Конкка дал как-то ссылочку, за что ему большое спасибо.То, что мной инстинктивно давно подозревалось, получило ещё одно подтверждение.
    читайте, это интересно и важно!
    http://www.the-village.ru/village/city/infrastructure/112681-lektsiya-enrike-penyalosa

    «Хороший город — тот, в котором людям хочется бывать на улице.
    Принципы хорошего города таковы: приоритет отдается пешеходам и велосипедистам, а не автомобилям. Если говорить о передвижении по городу, [b]на первом месте автобусы[/b], а не личный транспорт. Общественные пространства должны быть безопасными и приятными для всех.

    Сначала пешеходы, затем велосипедисты и в последнюю очередь — машины. Тротуары — наиболее важный элемент инфраструктуры демократического города и самый важный элемент транспортной системы».

    [b]»Если мы хотим сократить количество машин на дорогах, мы должны обеспечить жителей хорошим общественным транспортом».[/b]

  • Валентина Акуленко

    Время летит … Пройдет полгода или чуть больше — и тогда уже можно будет понять, чем слово веское губернаторское отзовется. И на маленьких сельских школах, и на «пудожских ривьерах», и на всем остальном. За многие годы обещаний, заверений, намерений, проектов, программ и планов предшественников у нас предостаточно оснований для скепсиса. Власть наша народная вместе с нами периодически как бы возмущается «непродуманными решениями», а нувориши, знай себе, продолжают возводить свои доходные предприятия и все прочее где хотят и сколько сколько хотят.
    И, кстати, о петрозаводских «синих троллейбусах», которые губернатор предложил отменить из-за нерентабельности этой услуги. Может быть, может быть … Только вот что горожане получат взамен? Что им останется? Тесные, в основном, душные и полуразбитые «маршрутки»? Такси большинству не по карману. Личное авто — далеко не у всех имеется. И город наш не так уж мал, чтобы всегда и всюду ходить пешком … Так что же взамен троллейбусов, которые вполне устраивают малоимущих сограждан, и в которых можно хотя бы дышать, сидеть нормально, а не гнуться в три погибели в допотопных «маршрутках», с которыми приходится мириться за неимением лучшего общ. транспорта? Что наш губернатор предлагает взамен, вместо троллейбусов и убогих «маршруток»? Это как-то не прозвучало. Или было сказано тише всего остального, того, что и так всем местным жителям давно ясно. Словом, поживем — увидим … Когда и если вдруг дело пойдет на лад, все это поймут без объяснений. А пока …

  • Мне кажется, есть вполне конструктивное решение по малокомплектным школам: нормальное оснастить их компьютерами с выходом в Интернет и подготовить учителя, который будет именно учить детей учиться, в том числе — учиться в Интернете, проходить дистанционные курсы. Тогда вариант преподавания одним учителем тринадцати предметов, от химии до ОБЖ не будет выглядеть пугающе. Учитель не должен все блестяще знать, но должен быть способен изучать курс вместе с детьми и учить их именно процессу учения.
    Подозреваю, что это в настоящее время даже не такой уж дорогой вариант. А через несколько лет создать рабочее место программисту, переводчику, педагогу (список профессий можно продолжить) можно будет в любом месте при наличии компьютера с хорошей сетью. И желающие переехать в деревни будут, была бы там минимальная инфраструктура, да дороги. Жить в городе сегодня — сомнительное удовольствие. Были бы нормальные условия для обучения детей — и люди бы поехали в деревню. Логично сегодня начинать возрождение территорий именно со школ.

  • Зинаида Ефлова

    Соглашаюсь с мнением В.Акуленко «убеждение нового губернатора, что «малокомплектные сельские школы закрывать нельзя» обнадеживает». Разделяю и ее сомнения…
    Успели за период «оптимизации» сельских школ в нашей республике в муниципальных районах сделать и неправедные дела. Исчезли за последние пять лет тридцать сельских образовательных учреждений региона. А вот каковы эффекты/последствия — экономические, социальные, а главное — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ,это не оценено реформаторами. Если сделать такой анализ, но не «от интересов чиновника», а «от интересов ребенка, родителей, жителей села», то вполне возможно, что есть необходимость в обратном процессе.

  • Юлия Свинцова

    [b]У меня есть вопрос и просьба к губернатору.

    Когда Карелия получит современный соответствующий требованиям дня и уровню заболеваемости Онкологический центр?[/b]

    В 2007 году после смерти моей подруги,врача-ровесницы, осознав, что за 30 лет со дня смерти там же моей мамы, расширения и нужного ныне оснащения эта больница не имеет, я написала в Минздрав РК. В ответе Е.Хидишана было сказано, что больше десяти дней места в больнице больные не ждут и что туалет (о котором я и не спрашивала) успешно отремонтирован…

    А эти больные, по моему убеждению, не должны ждать ни дня — рак слишком быстр и спешит нас опередить.

    Прошло ещё пять лет…всё по-прежнему. Также люди ждут неделями, также просят и молят о месте,лежат в коридорах, и также рак очень часто успевает быстрее.

  • Валентина Акуленко

    Глубокое убеждение нового губернатора, что «малокомплектные сельские школы закрывать нельзя» обнадеживает. Но, как часто у нас это случается, трезвый голос прозвучал, когда уже успели немало дров наломать, немало таких маленьких школ хладнокровно закрыть, не заботясь о том, чем это обернется … Несколько замеченных и одобренных многими читателями очерков автора этих строк о маленькой, но «удаленькой» сельской школе в Сенной Губе опубликованы были в уважаемых изданиях, в том числе и федеральных. Школа эта в последние годы держалась на её директоре Лилии Александровне Кепель и собранных ею учителях-энтузиастах. Хорошая была школа, хотя и маленькая, очень нужная сельчанам и их детям. Но местные власти, не без поддержки сверху, ссылаясь на задачу «оптимизации образования» (любят же чиновники высокопарно и солидно выражаться)сделали все возможное, чтобы эту старую школу с прекрасными традициями от педагогов-предшественников ЗАКРЫТЬ. И разве только эту? Воистину: что имеем, не храним … А если кто и старается сохранить лучшее, что у нас есть: и школы, и музеи, и исторические центры родных городов, и многое другое, так это рядовые, честные, талантливые наши сограждане, не обладающие ни властью, ни деньгами и не стремящиеся к благам для себя любимых. Вот когда к ним начнут прислушиваться, замечать их старания, с ними считаться, тогда только и можно будет назвать наше общество по-настоящему цивилизованным. Хорошо, если мы на пути к этому …