Во время слушаний бросалось в глаза, что многие чиновники и законодатели откровенно отбывали номер: дремали, листали газеты, занимались своими делами. Кто-то и вовсе вскоре покинул собрание. Общественники, напротив, были сосредоточенны и внимательны: этого дня они долго ждали. Их взволнованные выступления не раз вызывали аплодисменты зала.
Слушания прошли по инициативе трех организаций – КРОО русской культуры «Русский Север», Карельского республиканского Совета Всероссийского общества охраны природы и КРОО «Заонежье», обеспокоенных появлением новых горнорудных карьеров, угрозой экологической катастрофы, стремительным захватом земель и ресурсов Заонежья, ограничением доступа к водоемам. С совместным письмом они обратились к председателю ЗС РК Николаю Левину. (См. на нашем сайте – «Скоро придется ставить памятник заонежской деревне», «Цивилизационный слом в Заонежье», материалы раздела «Русский Север»).
Слушания вел председатель комитета по экономической политике и налогам Валерий Дубов. Руководитель ЗС РК Николай Левин сидел в президиуме и за все три часа не проронил ни слова. Можно только предполагать, что он чувствовал, выслушивая в адрес власти нелестные оценки.
Впрочем, первые два выступления – главы Медвежьегорского муниципального поселения Николая Тихонова и замминистра экономразвития Евгения Коткина – носили статистически-усыпляющий характер и более походили на привычный формат хозактива. Однако, когда начали задавать вопросы, от спокойствия Николая Тихонова не осталось и следа. Он вел себя наступательно, даже агрессивно. Особенно по отношению к председателю КРОО «Заонежье» Валентине Сукотовой, обвинившей его в незнании ситуации в крае. Тихонов так и не ответил на вопрос из зала, сколько же налогов перечисляют в бюджет горнодобытчики.
Вопрос о налогах за недропользование не раз возникал в ходе слушаний. Но ни Тихонов, ни руководитель «Карбоншунгита» Юрий Калинин не назвали сумму перечисляемых налогов, а последний ушел даже от ответа на вопрос, куда они выплачиваются! В рекомендации слушаний должен быть включен пункт о соответствующем запросе в Прокуратуру Карелии.
Еще одна тревожная тема – варварская вырубка лесов. Об этом с болью говорила Вера Назарова, главный агроном совхоза «Толвуйский». Председатель "Русского Севера" Вячеслав Агапитов в конце своего выступления, где он рассказал законодателям об уникальной истории Заонежья (мне показалось, для некоторых депутатов это стало откровением) и конкретных предложениях по его развитию, нарисовал такую картину: вокруг родной для него деревни Мягрозеро, когда-то окруженной реликтовыми лесами, теперь лунный пейзаж: все вырублено подчистую.
Любопытный диалог случился между Валентиной Сукотовой и Евгением Коткиным. Она задала чиновнику вопрос:
– В Заонежье нескончаемым потоком ночами вывозят незаконно вырубленный лес. Как вы на это смотрите?
– Плохо смотрю, – ответил замминистра экономразвития. – Если есть факты, надо сообщать в правоохранительные органы.
Боевой лидер «Заонежья» не купилась на известный чиновничий прием перевода стрелок:
– Приезжайте ко мне в Космозеро и будут вам факты!
О безответственной экологической политике говорил профессор ПетрГУ, председатель Карельского республиканского Совета Всероссийского общества охраны природы Владимир Луканин. Председатель общественной организации «Земля Заонежская» Василий Лукьянов сообщил об ответе из Совета Федерации РФ: горнодобыче должна сопутствовать экологическая экспертиза, информации о том, что она была проведена в этом случае, нет. Письмо из Совета Федерации направлено в правительство РК.
На слушаниях выступающие разделились на два непримиримых лагеря – противников и сторонников горнодобычи, последние считают ее основой экономики края. Однако «златые горы», которые некогда обещал жителям «Карбоншунгит», по свидетельству Веры Назаровой оказались блефом. Ни дорог, ни жилья, ни причала.
Еще один итог горнорудных разработок – ухудшение здоровья местных жителей. Это отрицает директор Института геологии КНЦ РАН Владимир Щипцов, сославшись на не раз цитированное сторонниками горнодобычи мнение главврача Толвуйской больницы. Его опроверг в своем выступлении, ставшем «сюрпризом» для некоторой части зала, профессор медфака ПетрГУ, доктор наук Сергей Карашуров:
– Итоги обследования, которое проводила в Заонежье группа врачей, неутешительны: заболеваемость в Заонежье выше, чем по Карелии, в том числе онкопатология – это результат бывших в крае урановых разработок. Много запущенных случаев – мы обнаружили у девочки зоб четвертой степени, такого давно не видывали…
Почему власть не рассматривает сельское хозяйство как ресурс развития Заонежья? Это трудно объяснить в разгар мирового продовольственного кризиса, о чем тоже говорили многие. Вера Назарова не понимает, почему у нас отказываются от собственной чистой экологической продукции и везут непонятно что из-за бугра. Фермер из Шуньги сетовала, что не может продать 15 тонн выращенного без удобрений картофеля – некому сдавать, а продавать заезжим молодцам за копейки нет желания. «Никакой помощи от администрации!» – возмущалась она. По ее убеждению, Карелия при должном хозяине вполне может обеспечить себя картофелем.
Высказал свою позицию музей-заповедник «Кижи». Замдиректора Татьяна Незвицкая среди проблем назвала, в частности, состояние энергетической системы Заонежья, отсутствие санкционированной свалки, последствия дикого туризма. Урон, который он приносит краю, огромен. Она коснулась земельного вопроса: «Черные риэлторы не дремлют, скупают земельные паи у местных». Музей предлагает остановить продажу паев.
Об отчуждении земель и наплевательском отношении к сельскому хозяйству говорила и Валентина Сукотова. Потрясло ее воспоминание о том, как в 90-е умирал совхоз «Прогресс», в котором еще 20 лет назад работали около тысячи человек:
– Никогда не забуду, как весной обессилевших от голода коров вытаскивали с ферм на улицу на веревках. Сами они идти не могли, кричали от боли…
Настоятель Спасо-Кижского Патриаршего подворья, протоиерей Николай Озолин не в силах был скрывать свои эмоции:
– Край опустошен. Вокруг черная бедность, в двух километрах от острова Кижи света нет! Алчность покрывает всё, корпорации больше заняты наживой, чем попечением. Такая картина – «заслуга» власти.
Выступивший после Николая Озолина Юрий Калинин, руководитель «Карбоншунгита» держался на редкость уверенно. Он считает свое предприятие успешным, называет «благом для Заонежья». С удивлением услышала о его обещании построить причал в 2009 году: его ведь давно должны были построить!
Не удалось выступить Александру Марковскому, руководителю общественной природоохранной организации «СПОК». Из его реплики следовало, что создание национального парка в Заонежье, к чему призывают общественные организации, – дело решенное еще в прошлом году. Однако к реализации идеи власть так и не приступила.
…Людей захлестывали эмоции, Валерий Дубов периодически призывал не полемизировать. Закончил слушания он примиряюще:
– Наша задача – сохранить уникальность территории и дать возможность развиваться экономике.
Валерий Дубов сообщил, что к 1 июля рабочая группа должна выработать рекомендации по социально-экономическому развитию Заонежья. Представители общественных организаций вошли в рабочую группу, они настаивают на контроле за выполнением рекомендаций.
– Если этого не произойдет, что нам – переходить к другим формам протеста? – под аплодисменты значительной части зала заключил председатель «Русского Севера» Вячеслав Агапитов.