Хроника

Школы вздохнут спокойно в 2020 году

 
На июньской коллегии Министерства образования Карелии обсуждали современную модель образования России, говорили о коррупции, учительской зарплате и ЕГЭ.
В России, сообщил министр Александр Селянин, разработан проект современной модели образования до 2020 года. Предусматривается, что к 2012 году в современных условиях будут учиться  70 % школьников, к 2020 году – 100%.

Дошкольное образование будет включать раннюю диагностику детей до 3 лет, создание института сопровождения по воспитанию ребенка в семье. С 3 до 7 лет – массовое дошкольное образование при многообразии его форм. Полагают, что это приведет к снижению количества коррекционных классов в начальной школе.

О коррупции говорил на коллегии замминистра Анатолий Кармазин. По его словам, в Интернете этому посвящены 6 миллионов страниц! Рынок коррупции в России – 240 $ миллиардов. Горячие головы предлагают сделать борьбу с этим злом еще одним нацпроектом.

Минобразования РК, как и другие министерства, разработало свой план по противодействию коррупции. Его главная идея – открытость ведомства. В частности, должен появиться «телефон доверия» – правда, не вскоре, а к 2012 году.

Впрочем, у граждан и сейчас есть возможность прямой связи через сайт МО с министром. За последние две недели поступило немало жалоб на необоснованный отказ в приеме детей в начальную школу, о странностях перевода, точнее – неперевода,  из 9-го в 10-й класс. Александр Селянин считает, что  корень проблемы – нечеткость требований в уставах школ, это оставляет простор для волюнтаризма директоров. Решили посвятить этой наболевшей проблеме коллегию в январе 2009 года.

Самое сложное в комплексном проекте модернизации образования (КПМО)  – новая система оплаты труда. Это признал другой докладчик – замминистра Станислав Нисимов. Начальник управления образования одного из районов задал вопрос:

– Что мы будем говорить учителям, когда они станут меньше получать?

Тревогу управленца вызывает даже не КПМО, реализуемый в этом году в Карелии, а проект новой российской системы оплаты труда, опубликованный в «Вестнике образования». Если его примут, учителя станут получать меньше, а сельские – значительно меньше, поскольку в проекте говорится о наполняемости класса в 14 человек. В Карелии, протяженной по территории, но малонаселенной, это нереально. Будут ли учтены предложения регионов – большой вопрос. Надо бороться, убеждать в непродуманности единого подхода для всей России. Иного выхода нет.

Об итогах учебного года, в том числе в форме ЕГЭ, говорила Галия Пухова. Больше стало золотых медалей: в 2003 году, когда начинался эксперимент по ЕГЭ, – 56, сейчас 75: 36 – Петрозаводск, 39 – районы. Очень хорошо сдали выпускные экзамены 9-классники. Оценка «2» – всего у 1%, «3» – 30,7%, «4» – 56,8%, «5» – 12,5%.

17–18 июня выданы свидетельства о сдаче ЕГЭ выпускникам 11 класса – затяжка прошлого года не повторилась. Из 453 апелляций удовлетворено 30%, в 2007 году было 209 и тоже почти треть удовлетворена.

В Министерстве, судя по анализу Галии Пуховой, довольны результатами сдачи ЕГЭ. Самым массовым из необязательных экзаменов стало обществозание – его выбрали 1357 человек, двойки всего у 3%. Даже по математике, которую у нас сдали, прямо скажем, неважно (см. на нашем сайте «ЕГЭ по математике Карелия сдала на троечку»), средний балл у карельских выпускников выше, чем у российских: в РФ – 38,1, в Карелии – 42 балла.