Хроника

Фортунатовские чтения о памяти поколений

Гимназия № 30 и Музей изобразительных искусств Карелии провели VII Фортунатовские чтения.

 

«Культура есть память». Эти слова принадлежат великому ученому ХХ века Юрию Лотману. А дальше он продолжал: «Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества…». Эти слова стали своеобразным эпиграфом VII Фортунатовских чтений, которые проводят ежегодно, начиная с 2007 года, Музей изобразительных искусств и петрозаводская гимназия № 30.

Чтения открывают два директора — гимназии № 30 Людмила Кошкина и Музея изобразительных искусств Наталья Вавилова

Тема VII Фортунатовских чтений была сформулирована так: «Культурное наследие как интеграционный компонент памяти поколений». (На VI обсуждалась тема «Историко-культурное наследие «малой родины»: возвращение к истокам»). Фортунатовские чтения – это проект, который реализуется в рамках школьной программы «Образование культурой». Так получилось, что проект появился на свет в 2007-м, который был объявлен Годом русского языка. Отсюда и обращение к Филиппу Федоровичу Фортунатову, выдающемуся русскому ученому-языковеду, который к тому же в некоторые периоды был связан с Петрозаводском. Он учился в Олонецкой губернской гимназии, директором которой был его отец, а в последние годы своей жизни приезжал каждое лето в Косалму, где и похоронен. Гимназисты и их родители взяли под свою опеку могилу ученого.

Если научная конференция в Петрозаводском государственном университете, которая проходит осенью раз в два года и которую называют тоже «Фортунатовские чтения», посвящена вопросам языкознания, то тема весенних школьных чтений – история и культура. Она своего рода подведение итогов исследовательской работы, которую в течение года ведут гимназисты под руководством своих преподавателей.

За прошедшие годы родились свои традиции: во-первых, школьная конференция обязательно проходит в Русском зале Музея изобразительных искусств – в рамках  музейно-образовательной программы. Гимназисты  самого разного возраста не только частые, но и желанные гости в музее. И еще: в рамках конференций с одной трибуны выступают ученые с именем и… подростки. Я бы не сказала, что все, кто присутствовал на чтениях в этом году, внимательно и заинтересованно слушали выступления ученых и своих сверстников. Для кого-то  присутствие здесь откровенно было школьной обязаловкой, что не скрывалось. Но такие не составляли большинство, особенно когда к трибуне выходили их одноклассники.

  

Восьмиклассники Анастасия Бетелева и Леонид Дарвин посвятили свой доклад побратимским связям Петрозаводска

Предваряя доклад восьмиклассников Анастасии Бетелевой и Леонида Дарвина «Роль побратимского движения в формировании народной дипломатии города Петрозаводска», ведущие напомнили слова героя замечательного советского фильма «Доживем до понедельника». Отвечая в сочинении на вопрос «Что такое счастье?», он написал: «Счастье – это когда тебя понимают». Перефразируя эти слова, гимназисты вывели другое заключение: счастье – это когда люди разных стран, национальностей понимают друг друга. Доклад восьмиклассников был посвящен не только побратимским связям Петрозаводска. Ребята обратились к своим ровесникам, проведя свое исследование. Выяснили, что 80 процентов опрошенных не только знали, что такое партнерство, толерантность, но и умели сформулировать эти понятия. А еще ребята отметили такое явление: побратимские связи способствуют созданию и активизации работы новых общественных организаций, вовлечение в их деятельность широкого круга людей. Практически молодые исследователи не только собрали факты, но попытались поразмышлять над ними, сделать свои выводы, что приближало их работу к настоящему научному исследованию.

 

Полина Харлашкина

Самой юной докладчицей стала шестиклассница Полина Харлашкина. Девочка выбрала тему «Улица, на которой я живу». А живет Полина на улице имени героя Советского Союза Марии Мелентьевой. Полина не только собрала богатый материал о жизни и подвиге в годы Великой Отечественной войны двух юных карельских девушек – Марии Мелентьевой и Анны Лисициной, но и как ее коллеги из 8-б, обратилась к дням нынешним. И выяснила: что-то с памятью нашей стало. А может быть, с патриотическим воспитанием? О котором, правда, очень много говорят в последние годы. А ведь совсем скоро мы будем отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, после которой выросло уже не одно поколение. Забегая вперед, скажу, что на конференции прозвучало предложение: VIII Фортунатовские чтения посвятить этой дате.

    

Пленарный доклад доктора исторических наук, заведующего кафедрой истории дореволюционной России Александра Пашкова был посвящен исторической памяти в контексте культурного наследия. Но Александр Михайлович напомнил гимназистам не только страницы истории Петрозаводска, но и рассказал об историках, краеведах и ученых, написавших эту историю. Возможно, через энное количество лет среди них будет и нынешний десятиклассник Кирилл Калганов (руководитель его работы преподаватель истории и обществоведения Е.А. Чуккоева), который прикоснулся к истории, изучая «Олонецкие губернские ведомости».

    

Экскурсия завершила чтения

После окончания чтений, ребята не помчались в гардероб, а разошлись по музейным залам, в которых размещена постоянная экспозиция. Но эта была не простая экскурсия – вместо сотрудников Музея изобразительных искусств ее вели сами гимназисты, участники студии «Юный экскурсовод». Это тоже традиция гимназических Фортунатовских чтений.

    

Я не собираюсь рассуждать здесь об инновационных методах педагогики и других подобных вещах. Я не специалист в этой области. Скажу только, что, слушая выступления ребят, позавидовала им. И пожалела, что в мои школьные годы научной работой не занимались. Это пришло потом, в годы учебы в университете. Но сколько времени было потеряно.

Фото автора