После вступления замминистра Станислава Нисимова, посвященного комплексному проекту модернизации образования, первый вопрос задала Елена Клинова, учитель истории петрозаводской средней школы № 10:
– Я давно в педагогике, столько реформ было! Но не помню, чтобы были подведены итоги хотя бы одной из них, положительные или отрицательные. Скажите, а на чем основан ваш оптимизм?
– В образовании без оптимизма нельзя, – ответил Станислав Нисимов. – Сегодня наш оптимизм основан на том, что этот этап направлен на модернизацию организационно-экономических основ отрасли. Надеюсь, эта попытка будет успешной,
Оптимизм юриста Минобразования Алексея Грейсмана зиждется на том, что, по его мнению, сейчас более активной стала обратная связь. (На мой взгляд, между учителями и руководителями она за последние годы как раз ослабла.) Специалиста министерства Дмитрия Ковалевского радует 100-процентное финансирование отрасли.
Тут бы и всем остальным порадоваться, но идиллию нарушила учительница из Суоярвского района:
– Сельская школа чувствует нервозность. Будет ли у нас зарплата? Выживет ли сельская школа?
При слове «зарплата» учителя зашумели. Станислав Нисимов принялся объяснять, что нужно разделять проблемы села и сельской школы, что без детей школы будут закрываться и пошутил: «Выход есть – демографический». Сказав, что нормативы у сельских и городских школ разные, успокоил: «Вы не будете получать меньше, чем раньше». Замминистра считает противоестественным, чтобы «территория жила за счет школы». Привел статистику: в Европе на одного учителя приходится 19 учеников, в Карелии – 8, В Петрозаводске – 12.
Представляю, как замирает сердце учителя при этих жестких формулировках и беспощадных цифрах. Получается, он виноват в том, что государство забросило село, а Карелия при своей огромной площади малонаселенная?
Учителя спрашивали об аттестации, сетовали на колоссальные временные затраты из-за всевозможной отчетности, приведя гуляющую в педколлективах шутку: «Дети, идите домой, вы мешаете нам работать!»
Удивил меня совет Станислава Нисимова Маргарите Альбертовне, учительнице Пяозерской школы Лоухского района, обратиться за помощью к своему депутату в решении их проблемы. А она вот в чем: эта школа считается городской, поскольку находится в поселке городского типа, соответственно лишена льгот сельской школы.
– А у нас снег уже выпал, дети в куртках и рукавицах сидят, – делилась бедами учительница. – До железной дороги 120 километров…
Станислав Нисимов видит решение в изменении законодательства, но, подчеркнул, у министерства нет права законодательной инициативы.
– Да мы уже обращались к своему депутату… – расстроилась учительница. Ясно, что безрезультатно.
Она не догадалась спросить, почему же с такой инициативой по просьбе Минобразования не может выступить кто-либо из депутатов Законодательного собрания?
Я задала вопрос, которым периодически мучаю руководителей Минобразования Карелии: почему до сих пор не появился при министерстве общественный совет? Такой есть при Минобрнауки РФ, в Петрозаводске более года назад создан Муниципальный совет по образованию. В очередной раз услышала, что общественность уже представлена – в коллегии при министерстве. Правда, юрист добавил новую информацию: в министерстве создали проект закона о государственно-общественном управлении, сейчас он проходит согласование в Минюсте. Да, бюрократия живет и побеждает…
На этом встречу решили заканчивать, но последовала реплика с места:
– Давайте создадим проект по обеспечению жильем молодых педагогов!
На этих словах раздались аплодисменты. После окончания встречи поговорила с их автором: учителем информатики Сортавальской средней школы № 3 Николаем Семеновичем Белобровом. Спрашиваю:
– У вас, наверное, тоже нет жилья?
Оказывается, есть, но Николай Семенович переживает за молодых: зарплата у них 5-6 тысяч, а еще надо за жилье платить. Лично его волнует, что в школе сейчас между учителями началась борьба за ученика. Один пример: к какому учителю пойдет способный школьник с прицелом на олимпиаду, у того и деньги будут. Учитель из Сортавалы убежден:
– Рынок в школу пускать нельзя!
Это те риски реформирования, которых с трибун не видно, но учителя с ними уже сталкиваются. Потому наверху царит оптимистичный настрой, внизу – в лучшем случае! – реалистичный. Но он может смениться на пессимистичный: судя по первым сообщениям, новая система оплаты труда, которая с 1 сентября принята в 40 школах республики, существенных изменений не принесла. Будем следить за ситуацией.