Культура, Новости, Хроника

Что имели – не хранили

Часть экспозиции, посвященная «Карельским узорам»

… А когда и вовсе потеряли, нет, не зарыдали и даже не прослезились. Спасибо, хоть не совсем забыли. Вот на такие ностальгические размышления навела только что открывшаяся в музее-заповеднике «Кижи» выставка декоративно-прикладного искусства Карелии 1960-х — 2016 годов «Птица Сирин, лев и другие».  

Подобной  экспозиции последние лет 20 ни в одном из наших музеев, пожалуй, не припомню: она представляет не только творчество отдельных мастеров декоративно-прикладного искусства — как профессиональных, так и самодеятельных, коими Карелия всегда была богата, но и три работавшие во второй  половине ХХ века предприятия народных промыслов – Прионежский промкомбинат, комбинат «Карельские сувениры»,  фабрику «Заонежская вышивка» (ныне  ООО «Карельские узоры»). Первые два в конце 90-х – начале 2000-х годов республика благополучно похоронила как жертвы рыночной экономики.

Один из авторов экспозиции  —  Игорь Гашков, начальник отдела реставрации фондовых коллекций музея «Кижи», выступая на вернисаже, вспомнил, что в свое время он как резчик по дереву работал на комбинате  «Карельские сувениры»:  в 70-е годы предприятие было на подъеме:

– Всем  нам казалось, что так будет всегда, мы уйдем, а «Карельские сувениры» переживут  нас.

Ежегодно коллектив пополнялся выпускниками художественных вузов и училищ. Выпускаемые комбинатом изделия проходили строгий экзамен на художественных советах.

Можно сказать, что предприятия, развивая традиции народного творчества, возвращали им то место, какое они занимали когда-то  в жизни людей: они были не только произведениями искусства, но имели утилитарное значение. В Советском Союзе на предприятиях народных промыслов трудились 100 тысяч человек, сейчас осталось менее 20 тысяч, большинство из которых люди пенсионного или предпенсионного возраста. И речь идет об отрасли, которую называли, да и сейчас часто называют  «вековым наследием», «душой народа». Действительно ли несовместимы народные промыслы, отрасль, где преобладает ручной труд, и рыночная экономика? Отнюдь.

Недавно в журнале «Огонек» опубликован материал о бедственном состоянии народных промыслов в России. И тут же приводятся примеры, как эти проблемы решают в других странах – с рыночной экономикой, причем с более рыночной, чем у нас. В Германии производства, использующие ручной труд, имеют налоговые льготы, которые позволяют за несколько лет вернуть затраты. Во Франции, если выпускник художественного училища поступает на работу к мастерам или в организации, специализирующиеся на ручном художественном труде, то в течение трех лет получает  доплату, обеспечивающую ему заработок выше среднего в регионе. В Японии народные мастера и вовсе имеют статус национального достояния. И государство, поддерживая их, гарантированно выкупает изделия мастеров и их учеников (кстати, система госзаказа существовала и в Советском Союзе) для пополнения музеев и подарочных фондов, для экспорта в другие страны.

Мы же предпочли объявить изделия народных промыслов и мастеров китчем. И получили то, что имеем сейчас. Но тут есть еще одна сторона дела. Как правило, предприятия народных промыслов располагались (и располагаются сейчас) или в небольших провинциальных городках, или вообще в сельской местности, являясь градообразующими. К чему ведет их крах – нетрудно представить.

– Когда ваше предприятие перестало существовать и что случилось с коллективом? – поинтересовалась я у бывшего директора Прионежского промкомбината Фреда Львовича Сойтонена, он был тоже гостем вернисажа.

Выяснилось, что последние рабочие ушли из цехов в 2009 году. Потом приехали деловые люди, разрезали на части оборудование и вывезли в металлолом. Из рабочих кто-то ушел на пенсию, кто-то ездит на работу в Петрозаводск, ну а кто-то просто спился.  От комбината остались коллекции керамики в музеях. Как память о том, что он был.

Сохранившиеся в коллекции музея образцы керамики Прионежского промкомбината
Сохранившиеся в коллекции музея образцы керамики Прионежского промкомбината
Стенд, посвященный этому предприятию. На большом панно – вид цеха росписи керамических изделия. Глина – местная
Стенд, посвященный этому предприятию. На большом панно – вид цеха росписи керамических изделия. Глина местная

– Однажды у меня спросили, почему я не занимаюсь керамической посудой? И когда я задумалась: а действительно почему, то поняла: меня просто избаловали, – призналась известный в республике художник Юлия Гущина.

А избаловали Юлию Борисовну  на… Прионежском промкомбинате, куда она приехала по распределению после окончания художественного училища. Она занималась тем, что должен был делать художник на таком производстве: разработкой новых изделий, художественных проектов, а воплощали их в жизнь замечательные мастера, которые работали рядом. Насколько я знаю, не раз побывав на комбинате, порой  они сами предлагали новые образцы изделий.

Интересно, что на вернисаж пришли не только художники, народные мастера, но и ветераны ушедших уже в историю предприятий, которых легко можно было вычислить в зале: они надолго задерживались у стендов, посвященных родному производству. И вспоминали.

Новая выставка в музее-заповеднике, можно сказать, картина в миниатюре всероссийского художественного полотна под  названием «Народные промыслы». Правда, справедливости ради следует сказать: пусть очень медленно и очень мало, но что-то все же начинает меняться. Проводятся  масштабные выставки-ярмарки в Москве, в этом году выделено народным промыслам 450 млн рублей, как говорится, по губам только помазать, но хоть что-то начали давать. Появились первые  факты прихода в эту отрасль  бизнеса, пока только точечно, и чем это обернется для тех же промыслов, трудно сказать. Поговаривают о возвращении к госзаказу в этой отрасли, но это в будущем. Кстати, столь же пристального внимания и заботы требуют народные мастера.

Казалось бы, выставка декоративно-прикладного искусства не профильная для историко-архитектурного и этнографического музея. Но это только на первый взгляд. Они, произведения народных мастеров, изделия предприятий народных промыслов тоже часть великой культуры народов Севера, как и знаменитые кижские храмы. Ну а уж к этнографии имеют самое прямое отношение.  Выставка получилась отличная, экспозиция вышла за пределы традиционного выставочного зала: если первый зал отдали предприятиям народных промыслов, то второй народным мастерам.

Авторы экспозиции  И.Г. Гашков и Л.В. Трифонова. Все, что представлено на выставке, из коллекции музея-заповедника «Кижи». Собирала ее многие годы Людмила Викторовна
Авторы экспозиции И.Г. Гашков и Л.В. Трифонова. Все, что представлено на выставке, из коллекции музея-заповедника «Кижи». Собирала ее многие годы Людмила Викторовна

Выставка напоминает: сберегите  хотя бы то, что осталось. Хотя бы единственное выжившее в Карелии предприятие, имеющее статус предприятия народных художественных промыслов – «Карельские узоры». Оно создано в начале ХХ века, пережило революции и войны, перестройку. Еще в 1900 году на Всемирной выставке в Париже вышивальщицы Олонецкой губернии, в том числе и из Заонежья, получили восемь серебряных медалей. Та выставка заставила земские власти обратить внимание на организацию сбыта местных изделий за пределы региона. Хочется помечтать о том, что вот выйдет постановление правительства республики о поддержке и развитии (!) народных промыслов…  Ведь сумели же на Вологодчине сохранить  свой знаменитый промысел – кружевоплетение, даже музей кружева открыли – единственный в мире.

Марина Старченко. Панно лоскутное «Пора затопить печь»
Марина Старченко. Панно лоскутное «Пора затопить печь»

Фото автора