Круглый стол, приуроченный к 290-летию первого российского курорта «Марциальные воды», прошел в Карельском государственном краеведческом музее.
Несмотря на памятную дату, настроение у участников круглого стола было отнюдь не праздничное. Курорт находится в плачевном, крайне запущенном состоянии, хотя и является памятником федерального значения как единственный образец архитектуры, отражающий стилевые тенденции Петровской эпохи.
За круглым столом собрались ученые, представители министерств, работники музея, чтобы обсудить проблему сохранения курорта, его современное состояние, перспективы развития. Но как можно говорить о развитии, когда не решены элементарные вопросы пожарной безопасности, охраны, освещении памятника. В аварийном состоянии — дом смотрителя. Территория вокруг не облагорожена. Есть еще и кадровая проблема. Никто не хочет работать в таких условиях, особенно молодежь. Поэтому главный «колокол», в который били участники круглого стола, – как привести курорт в порядок.
– Мы не умеем подавать свою историю, – посетовал Михаил Гольденберг, директор Карельского государственного краеведческого музея. – На примере Марциальных вод стоит задуматься о нашем отношении к прошлому. Честно говоря, иногда бывает просто стыдно за этот курорт.
Людмила Капуста, научный сотрудник краеведческого музея, в течение нескольких лет занимающаяся историей первого российского курорта, рассказала о состоянии музея-заповедника, который был учрежден на его территории в 1946 году.
В музее хранятся стол, стул, канделябры из царского дворца, уникальная чугунная плита, отлитая в честь открытия лечебных вод, есть отдельная экспозиция, посвященная истории курорта. В состав музейного комплекса входит Церковь апостола Петра, построенная в 1721 году по указанию Петра I, по его проекту и чертежам. В церкви можно увидеть уникальный резной иконостас с иконами XVIII века, обладающий отдельной художественно-исторической ценностью.
– Сейчас музей трудно назвать музеем! – считает Людмила. – Он находится в жалком состоянии. Последняя экспозиция была развернута в 80-е годы. Многое из вещей утеряно. За последние годы движимые памятники в музей не поступали вообще. Но даже при всем этом, при недостатке атрибутики петровской эпохи, музей может развиваться. И конечно, он, помимо церкви, должен иметь другое помещение. Много работы как для исследования, так и для комплектования.
Как всегда, все упирается в финансы. Будут деньги, будут существовать курорт и развиваться музей. Услышат ли «колокол» чиновники, что будет сделано в будущем для сохранения этого уникального наследия, покажет время.